Орехова Е. А. Клировые ведомости как источник по колонизации Мурманского берега Кольского полуострова (вторая половина XIX – начало ХХ вв.) // Архивы в современном мире: архивные документы и информационные технологии на службе общества : материалы областной научно-практической конференции. 10 апреля 2012 г. – Мурманск, 2012. – С. 83-91.

8 Не менее важны сведения клировых ведомостей о прихожанах. Их составители указывали населенные пункты, социальный статус прихожан, число домохозяйств, количество лиц мужского и женского пола. Регулярность предоставляемых сведений позволяет представить четкую динамику численности населения отдельных колоний. Ценно и то, что клировые ведомости указывали всех жителей колонии, а не только тех, кто имел официальный статус колониста, как это делалось в полицейских рапортах. Между тем, в колониях проживали священники и члены их семей, лица привилегированных состояний и те, кто ожидал зачисления в колонисты. 1 Помимо местных приходских священников на Мурман командировались и епархиальные миссионеры. 2 Необходимость этой меры обосновывалась «как в видах поддержания и развития религиозного чувства в поселенцах на Крайнем Севере, так и в целях противодействия расколу, весьма легко могущему проникнуть из Кемского уезда», где старообрядчество сохраняло большое влияние. 3 Как писал в 1880 г. Архангельский епископ Нафанаил губернатору: «Мурманский берег не чужд и раскола: поморы рассеивают раскол, т.к. богатые рыбопромышленники и фактористы большей частью раскольники». 4 Впрочем, как неоднократно отмечалось в рапортах благочинного: «до полудесятка старушек-раскольниц (в Печенгском и Гавриловском приходах), не оказывают заметного влияния на своих соседей. Хотя на промыслы и приезжает много раскольников из Кемского уезда, но как мною замечено, они не оказывают своих верований, и нередко тех из них, кои дома под влиянием своих жен не посещают храма, можно видеть и молящимися вместе с православными и жертвующими сообща на церковь рыбою». 5 Несмотря на то, что отдаленный и плохо контролируемый властями, Мурман, казалось бы, представлял собой идеальное место для существования сект, их активной деятельности здесь не отмечено. Лишь в 1890-х гг. клировые ведомости упоминают «трех- четырех раскольниц, принадлежавших к ароновской секте» в Печенге и «одного старика новожена и трех старух федосеевок». 6 Ни раскольнических скитов и библиотек, ни молелен на Мурмане не было. 1 ГАМО. Ф. И -17. Оп.1. Д. 103. Л. 16 об., 86 об. 2 ГАМО. Ф. И-17. Оп.1. Д.128. Л. 10. 3 ГАМО. Ф. И-17. Оп.1. Д.128. Л. 2. 4 ГААО. Ф. 1. Оп.5. Д. 1315. Л. 1 об. 5 ГАМО. Ф. И-17. Оп.1. Д.188. Л.10 об. 6 ГАМО. Ф. И-16. Оп.1. Д.150. Л.14 об. Орехова Е.А. К вопросу о религиозных сектах в колониях Мурманского берега во второй пол. XIX – начале ХХ вв.//VII Ушаковские чтения. Мурманск, 2011. - С. 88- 92.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz