Орехова Е. А. Клировые ведомости как источник по колонизации Мурманского берега Кольского полуострова (вторая половина XIX – начало ХХ вв.) // Архивы в современном мире: архивные документы и информационные технологии на службе общества : материалы областной научно-практической конференции. 10 апреля 2012 г. – Мурманск, 2012. – С. 83-91.
7 строительство и ремонт церквей, часовен, причтовых домов, оплату труда просфорниц, нужды церковно-приходских школ. Жертвовали также богослужебную утварь, предметы обихода и пр. Размер и характер таких пожертвований был различен: от «подержанного топора с топорищем» до дорогостоящих предметов церковного убранства. 1 Впрочем, готовность колонистов жертвовать средства в пользу церкви во многом обуславливалась их личными отношениями с приходским священником. Так, в колонии Гаврилово существовал многолетний конфликт священника о. И. Зуева с местными жителями, которые отказывались выделять церковного сторожа, снабжать дровами и церковь, и приходскую школу. 2 Пожертвования, и особенно церковное строительство, поощрялись не только церковными, но и светскими властями. Так, 26 ноября 1882 г. кольский мещанин М.В. Хипагин, как «храмосоздатель Еретицкой Алексеевской церкви», был награжден серебряной медалью на Станиславовской ленте. 3 Церковный староста Териберской церкви церкви колонист П.М. Клементьев в 1898 г. получил грамоту Св. Синода и был награжден серебряной медалью на Станиславовской ленте за пожертвования в Териберскую церковь (за три года свыше 1 тыс. руб.). 4 Не менее ценны сообщения клировых ведомостей о членах церковных причтов, которые дают возможность не только представить их общий облик, но и увидеть конкретных людей. Типичный священник в Кольском уезде второй пол. XIX в. это уроженец Архангельской, реже Вологодской, губернии, выходец из духовного сословия, окончивший Духовное училище «по 2-му разряду» и переведенный на Север «по прошению». Священнослужители, приезжавшие в Кольский уезд, после «стажировки» в Кольском Благовещенском соборе направлялись в отдаленные приходы, в том числе и на Мурманский берег. Служба там давала возможность перейти впоследствии на более высокие должности при соборной церкви. Однако, происходило это далеко не со всеми. Часть священников вовсе не стремилась к карьерному росту или была к нему не способна, для других Мурман был ссылкой и последней возможностью «исправить предосудительное поведение». В нач. ХХ в. происходят изменения в социальном происхождении священнослужителей, среди них встречаются выходцы и из крестьян, и из дворян. Были среди священнослужителей Мурманского берега и люди, хорошо известные не только в Кольском уезде, но и за его пределами (о. К.П. Щеколдин, о. Г.К. Терентьев). 1 ГАМО. Ф. И-17. Оп.1. Д.114. Л. 3-3 об.; Ф. И-17. Оп.1. Д.192. Л. 18 2 ГАМО. Ф. И-17. Оп.1. Д.128. Л. 22-22 об.; Ф. И-133. Оп.1. Д.9. Л. 38-38 об., 78. 3 ГАМО. Ф. И-17. Оп.1. Д.103. Л. 6 об. 4 ГАМО. Ф. И-17. Оп.1. Д.125. Л.109 об.; Ф. И-17. Оп.1. Д.172. Л. 88-89.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz