Орехова Е. А. Клировые ведомости как источник по колонизации Мурманского берега Кольского полуострова (вторая половина XIX – начало ХХ вв.) // Архивы в современном мире: архивные документы и информационные технологии на службе общества : материалы областной научно-практической конференции. 10 апреля 2012 г. – Мурманск, 2012. – С. 83-91.
6 Материальное положение мурманских причтов зависело в основном от казенного жалования. Оно было выше, чем у священнослужителей иных частей уезда, но разница практически полностью поглощалась дороговизной жизни на Мурмане. Самым большим было жалование Пазрецкого причта: священник получал 1170 руб. жалования и 100 руб. на разъезды, псаломщик - 500 руб., в Териберском приходе жалование составляло - 600 и 300 руб., в Печенгском - 250 и 80 руб. Дополнительным источником дохода служила плата за требоисправления, но размер его не был постоянным. Ряд церквей имел собственные угодья. Печенгская Сретенская церковь, при открытии прихода в 1855 г., получила от лопарей три семужьи тони, приносившие доход от 50 до 300 руб. в год. 1 В распоряжение Териберской церкви в 1897 г. колонистским сельским обществом были переданы две семужьи тони, за аренду которых в пользу церкви взималась арендная плата. 2 Рындская церковь пользовалась морской тоней для промысла зверей, получая доход 5-7 руб. в год. 3 Появление на Мурмане постоянного населения привело к возникновению конфликтов из-за промысловых угодий, прежде всего семужьих тонь и сенокосов. В эти споры оказались вовлечены не только пришлые промышленники, колонисты и саамы, но и местные причты, хотя активной экономической деятельностью они не занимались. Так, в 1885 г. печенгские колонисты «самоуправно отняли в свою пользу» три семужьи тони, принадлежавшие Печенгскому причту. 4 Несмотря на жалобы, к 1893 г. у церкви осталась только одна тоня, приносившая от 5 до 15 руб. в год и сенокосная земля «на корову». 5 Возобновленный в 1886 г. Трифонов Печенгский монастырь стремился вернуть себе все земли, принадлежавшие ему в XVI-XVIII вв. В результате, «утеснение в угодьях со стороны монастыря» стало причиной переселения в другие местности жителей колонии Монастырская. Кроме того, монастырь «потеснил» и причт Печенгского прихода, отняв у него в 1899 г. последнюю семужью тоню. 6 Материальная поддержка церкви осуществлялась и за счет пожертвований прихожан-колонистов. На Мурмане был распространен обычай жертвовать в пользу церкви часть улова – т.н. «рыбные» деньги. 7 В Териберке и Рынде в пользу церкви были переданы участки для ловли семги и морского зверя. Деньги, полученные от продажи пожертвованной рыбы, сдачи в аренду церковных угодий, расходовались на украшение, 1 ГАМО. Ф. И-17. Оп.1. Д.103. Л. 13. 2 ГАМО. Ф. И-80. Оп.1. Д.2. Л. 2-3 об.; Ф. И-80. Оп.1. Д.3. Л.29. 3 ГАМО. Ф. И-16. Оп.1. Д.176. Л. 94 об. 4 ГАМО. Ф. И-17. Оп.1. Д. 103. Л. 13. 5 ГАМО. Ф. И-17. Оп.1. Д. 103. Л. 95 об. 6 ГАМО. Ф. И-17. Оп.1. Д.125. Л. 74 об. 7 ГАМО. Ф. И-17. Оп.1. Д.124. Л. 91.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz