Орехова Е. А. Клировые ведомости как источник по колонизации Мурманского берега Кольского полуострова (вторая половина XIX – начало ХХ вв.) // Архивы в современном мире: архивные документы и информационные технологии на службе общества : материалы областной научно-практической конференции. 10 апреля 2012 г. – Мурманск, 2012. – С. 83-91.
3 всегда приводились и точные названия – часовня Иконы Грузинской Божией Матери в Териберке иногда указывается как Смоленская. 1 Впрочем, то, что все часовни «очень ветхие и утвари никакой не имеют», дохода от них в собор не поступает, отмечалось регулярно. 2 В 1870-х гг. Мурманский берег оживает: увеличивается число переселенцев, возникают новые колонии, открывается регулярное пароходное сообщение, побережье посещают несколько экспедиций, в том числе экспедиция К.Н. Посьета, в состав которой входил великий князь Алексей Александрович. К духовным нуждам мурманских колонистов обратился и Комитет Министров, обсуждая Положение о льготах для переселенцев Мурманского берега 18 мая 1876 г.. 3 Кольскому исправнику было предписано предоставить сведения о количестве всех становищ и постоянных жителей на Мурманском берегу, а также выяснить, в каких становищах находятся часовни «и не лучше ли некоторые из последних обратить на церкви». 4 В дальнейшем, духовные власти неоднократно указывали на желательность постройки именно церквей, а также обращения в церкви существовавших часовен. Активное церковное строительство в 1870-х гг. шло на протяжении всего Мурманского берега. В 1873 г. в память посещении Мурмана великим князем Алексеем Александровичем в становище Еретики кольские мещане Михаил и Павел Хипагины построили часовню Св. Алексия Митрополита Московского, преобразованную затем в церковь. 5 В 1874 г. на р. Паз, на средства самого великого князя Алексеем Александровичем, офицеров экспедиции и Св. Синода, рядом со старой церковью был построен храм Свв. Бориса и Глеба и тогда же образован Пазрецкий Борисоглебский лопарский приход. 6 В эти же годы были построены церкви в Териберке (Св. Пророка Илии, 1874 г.), Цып-Наволоке (Св. Николая Чудотворца, 1878 г.), Рынде (Преображения Господня, 1878 г.), часовни в становище Столбовое (Св. Николая Чудотворца, 1871 г.) и в становище Ворьема (Св. Николая Чудотворца, 1873 г.). 7 1 ГАМО. Ф. И -16. Оп.1. Д.132. Л. 2 об., Ф. И-16. Оп.1. Д.176. Л. 87; Ф. И-17. Оп.1. Д.14. Л. 1-9, Д.125. Л.117. 2 ГАМО. Ф. И-16. Оп.1. Д. 35. Л. 4 об., Ф. И-16. Оп.1. Д. 83. Л. 2, Ф. И-16. Оп.1. Д. 88. Л.2. 3 Тихомиров В. Заботы о заселении Мурмана во второй половине нынешнего столетия. СПб., Типография Исидора Гольдберга, 1899. С. 19. 4 ГАМО. Ф. И-24. Оп.1. Ф.40. Л. 60-61. 5 Впоследствии часовня была преобразована в церковь, а в 1897 г. перенесена на остров в становище Китовское, в нескольких верстах от колонии Китовка. ГАМО. Ф. И-16. Оп.1. Д.100. Л. 2; Ф. И-17. Оп.1. Д.44, Д.124. Л. 127, Д.285. Л. 120, Д.313. Л. 75. 6 ГАМО. Ф. И-16.Оп.1.Д.150. Л. 23. 7 ГАМО. Ф. И-16. Оп.1. Д.132. Л. 2; Ф. И-17. Оп.1. Д.78. Л. 2; Ф. И-16. Оп.1. Д. 176. Л.94; Ф. И-16. Оп.1. Д.150. Л. 29; ГАМО. Ф. И-17. Оп.1. Д.103. Л.97; Ф. И-17. Оп.1. Д.36. Л.2об.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz