Орехова Е. А. Клировые ведомости как источник по колонизации Мурманского берега Кольского полуострова (вторая половина XIX – начало ХХ вв.) // Архивы в современном мире: архивные документы и информационные технологии на службе общества : материалы областной научно-практической конференции. 10 апреля 2012 г. – Мурманск, 2012. – С. 83-91.

2 командировать приходских священников. Первоначально мурманские колонии приписывались к уже существовавшим приходам, в которых и должна была вестись необходимая документация. 1 Однако, причты были малочисленны, испытывали недостаток средств и трудности в транспортном сообщении между поселениями. В результате и церковные, и светские власти не имели точной информации о колониях, количестве колонистов, имеющихся на Мурмане культовых постройках. Так, в справке о часовнях на Мурманском берегу, составленной по клировым ведомостям 1875 г. благочинным протоиереем о. М. Томихиным, отмечается, что о некоторых колониях и их жителях сведений нет, «так как последние колонии по сие время, благодаря заботливости местной гражданской власти не приписаны ни к какому приходу – и остаются поэтому как овцы без пастыря». 2 С увеличением числа колоний и оседлого православного населения Мурмана встал вопрос о создании самостоятельных приходов с центрами, расположенными в его наиболее людных и часто посещаемых местностях. В 1885 г. самостоятельный приход был образован в Териберке, в 1893 г. в Гаврилово, в 1899 г. был открыт Николаевский приход в новом уездном центре г. Александровске. Одновременно 1-е Кольское благочиние было переименовано в 1-е Александровское. В 1903 г. были образованы сразу два новых прихода: на Западном Мурмане – в Китовке (Титовке), и на Восточном Мурмане - в Рынде. К 1917 г. 7 из 11 приходов 1-го Александровского благочиния обеспечивали нужды православных колонистов и промышленников Мурманского берега (Пазрецкий, Печенгский, Китовский, Александровский, Териберский, Гавриловский, Рындский). Формуляр клировых ведомостей предусматривал описание приходской церкви, приписных церквей и часовен по следующим пунктам: характеристика приходской церкви, кем и когда построена, характеристика здания, количество престолов, во имя кого они освящены, количество утвари (достаточно или нет), количество причта, наличие земли, угодий и дома для священнослужителей, содержание причта, расстояние от ближайшей церкви, наличие приписных церквей и часовен. Впрочем, в Кольском Благовещенском соборе, к которому до нач. 1860-х гг. относились все часовни на побережье, полной информацией по ним не располагали. Сведения о строителях и времени постройки не указывались вовсе или существенно различались. Так, строителями часовни Успения Пресвятой Богородицы в Гаврилово называются «рыбопромышленники- поморцы» или «лапландец Пелькин», а годом постройки указывается 1727 или 1797. Не 1 Приходы в Коле (Благовещенский), Печенге (Сретенский), Ловозере (Богоявленский) и Паз-реке (Борисоглебский). 2 ГАМО. Ф.И-24. Оп.1. Д.40. Л. 60-61.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz