Орехова Е. А. Подготовка положения о колонизации Карело-Мурманского края – взгляд из Мурманска // 1922 год в судьбах России и Европейского Севера: финал, итоги, последствия Гражданской войны в России : сборник материалов международной научной конференции / сост. А. Д. Дерягин ; отв. ред. В. И. Голдин, Ф. Х. Соколова ; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова, Научный совет РАН по истории соц. Реформ, движений и революций, Рос. историч. журнал «Родина». – Архангельск : ИПЦ САФУ, 2012. - С. 140-142.

Орехова Екатерина Александровна. Мурманский областной краеведческий музей. заведующая сектором досоветского периода отдела истории. к.и.н. г. Мурманск. Подготовка Положения о колонизации Карело-Мурманского края – взгляд из Мурманска. Строительство Мурманской железной дороги (далее - МЖД) вызвало активную дискуссию о перспективах, целях и методах ее использования, как в центре, так и на местах. В первую очередь, это связывалось с ролью в послевоенном восстановлении страны прилегавшего к ней региона – Карело-Мурманского края. Фактически эти дискуссии стали продолжением и развитием идей, обсуждавшихся в предвоенные годы – в этот период на первый план окончательно выходит тема «железнодорожной колонизации» или «канадизации». 1 Она должна была строиться на основе промыслового и промышленного использования местных природных богатств, путем развития лесной, рыбной промышленности и добычи полезных ископаемых в районе, прилегающем к железной дороге и находящемся под её управлением. Организация переселенческого дела увязывалась с развитием этих отраслей промышленности. Итогом многочисленных обсуждений стало «Положение о колонизации Карело-Мурманского края». Его официальному принятию 25 мая 1923 г. предшествовало активное обсуждение на местах. В Мурманской губернии местным органом, разрабатывавшим предложения по экономическому развитию края, стала Комиссия по развитию и колонизации Мурманского края при Мурманском губернском экономическом совещании. Уже 14.10.1922 г. ее председатель Кузьмин направил в головную организацию – СЗЭКОСО (Северо-Западное Экономическое Совещание), докладную записку «Об оживлении и колонизации Мурманского края». Предложения комиссии были основаны на принципах «железнодорожной колонизации» и исходили из того, что «Мурманская дорога есть главная ось колонизации Мурманского края и главный путь продвижения в край колонизационных факторов и мероприятий». В записке были приведены экономические и политические обоснования необходимости колонизации региона. В частности, обращалось внимание на то, что слабая населенность побережья, примитивная техника лова рыбы приходящими на короткое время промышленниками, приводят к тому, что при богатых рыбных запасах результаты промысла значительно ниже возможных. Особая роль 1 Орехова Е.А. Колонизация Мурманского берега Кольского п-ова во второй пол. XIX – первой трети ХХ вв./Дисс. канд. … С. 74-79.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz