Орехова Е. А. Подготовка положения о колонизации Карело-Мурманского края – взгляд из Мурманска // 1922 год в судьбах России и Европейского Севера: финал, итоги, последствия Гражданской войны в России : сборник материалов международной научной конференции / сост. А. Д. Дерягин ; отв. ред. В. И. Голдин, Ф. Х. Соколова ; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова, Научный совет РАН по истории соц. Реформ, движений и революций, Рос. историч. журнал «Родина». – Архангельск : ИПЦ САФУ, 2012. - С. 140-142.

в интересах ни хозяйственного, ни политического развития края». Следовало учитывать и специфическую черту «железнодорожной колонизации», на которую обращали внимание многие ее теоретики. Создание более благоприятных экономических условий в районе железной дороги могло привести к оттоку туда населения с окраин. 4 В теории, на первом своем этапе, «железнодорожная колонизация» в Карело- Мурманском крае должна была лишь перераспределить уже имевшееся там население. Именно оно должно было обеспечить восстановление старой и создание новой промышленности. Приток массы переселенцев извне до создания новых рабочих мест был нежелателен, поскольку возникала опасность безработицы. Предполагалось, что в ходе проведения мероприятий по колонизации, окраины будут втягиваться в экономическую орбиту железной дороги. Однако при недостаточно быстрой и эффективной работе это могло привести к обратным результатам. Мургубэкосо отмечало и другие острые моменты. Так, было указано на то, что пришлые рыбопромышленники на Мурманском побережье в значительной степени состояли из жителей Кемского уезда Карельской Трудовой Коммуны. Это создавало почву для конфликта интересов в вопросе вербовке переселенцев для двух колонизируемых областей – Карелии и Мурманской губернии. 5 Следует отметить, что эти опасения вполне оправдались уже ко второй половине 1920-х гг. В нач. 1930-х гг. к ним добавились конфликты и с другими регионами, откуда пытались привлечь колонистов, прежде всего, с Северным краем. По мере изменения экономической структуры в этих районах они стали испытывать все больший дефицит рабочих рук и стремились ограничить возможности их оттока. С 1 октября 1923 г. МЖД начала колонизационную работу в соответствии с «Положением о колонизации Карело-Мурманского края» от 25 мая 1923 г. Впервые ко времени начала практических работ по колонизации были установлены ее теоретические и законодательные положения, в которых были учтены и некоторые предложения местных властей. Вместе с тем, сбылись и многие опасения, высказывавшиеся в Мурманске при обсуждении этого проекта. Во второй половине 1920-х гг., когда мурманские рыбные промыслы столкнулись с необходимостью увеличить число рабочих рук, обострились и конфликты с соседними регионами за «контингент» переселенцев. Местные власти отмечали и начавшийся процесс «деколонизации окраин», чье население устремилось в район МЖД и новых городских центров. В нач. 1930-х гг. компенсировать нехватку добровольных переселенцев для обеспечения 4 ГАМО. Ф. 132. Оп. 1. Д. 5. Л. 26-26 об. 5 Там же. Л. 37.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz