Орехова, Е. А. К вопросу о колонизации Мурманского берега во второй половине XIX - нач. XX вв. Обзор религиозной ситуации в колониях Мурманского берега / Е. А. Орехова // IV Ушаковские чтения, [Мурманск, 1-3 марта 2007 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2007. – С. 41-48.

Е.А. Орехова К вопросу о колонизации Мурманского берега во второй половине XIX - нач. XX вв. Обзор религиозной ситуации в колониях Мурманского берега Несмотря на свою отдаленность и труднодоступность, Мурман давно вошел в сферу влияния православия. Первым постоянным поселением здесь стал Печенгский монастырь, основанный Преп. Трифоном в сер. XVI в., и именно на его историческом месте в 1860-х гг. возникла группа русских коло­ ний в Печенгской губе. Первыми колонистами на Мурмане стали лютеране, выходцы из Норвегии и Финляндии, долгое время численно преобладавшие над православными колонистами, особенно на Западном берегу. Очевидно, что появление на Мурмане большого количества представителей иного вероиспо­ ведания побуждало как светские, так и церковные власти предпринимать меры по укреплению православия. С основанием здесь постоянных поселений, при поддержке властей (по большей мере моральной) и на средства благотворите­ лей, значительно увеличивается число православных часовен и церквей, рас­ ширяется сеть приходов. До начала колонизации отсутствие постоянного населения и сезонный характер мурманских промыслов не давал возможности создания на Мурмане постоянно действующих храмов, хотя их необходимость была очевидна. Для обеспечения религиозных нужд рыбопромышленников и колонистов с 1870-х гг. на Мурман в период промысла стали командировать священников. В некоторой степени, эта мера себя оправдывала, но полностью решить про­ блему не могла. Священники посещали прихожан крайне редко. Связано это было с малочисленностью причтов и населения колоний, недостатком средств и трудностями в транспортном сообщении между поселениями. И церковные, и светские власти порой не имели точной информации о количестве колони­ стов, имеющихся на Мурмане культовых постройках. Колонисты-лютеране были вынуждены ездить для совершения таинств в Норвегию, т.к. лютеран­ ского пастора на Мурмане не было, впоследствии норвежское правительство ограничило эту возможность. На Мурман стали командировать пастора из Пе­ тербурга или из Финляндии, но его визиты были редкими и нерегулярными. К 1860 г. непосредственно на Мурманском берегу действующих храмов не было, не проводились и богослужения. Самой близкой к Мурману была старая Борисоглебская церковь на р. Паз. В некоторых становищах существо­ вали часовни, построенные в разное время рыбопромышленниками и лопаря­ ми, но о точном времени их создания, строителях, названии и состоянии в Кольском Благовещенском соборе, к которому они были приписаны, было из­ вестно немного. По данным клировых ведомостей, к нач. 1860-х гг. часовни существовали в следующих становищах: Малонемецкое - часовня Св. Преп. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz