Орехова, Е. А. К вопросу о колонизации Мурманского берега во второй половине XIX - нач. XX вв. Обзор религиозной ситуации в колониях Мурманского берега / Е. А. Орехова // IV Ушаковские чтения, [Мурманск, 1-3 марта 2007 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2007. – С. 41-48.
Хотя причты не занимались активной экономической деятельностью, хо зяйственные споры с колонистами на почве пользования промысловыми угодьями, прежде всего семужьими тонями и сенокосами, не обходили их сто роной. Так, в 1885 г. печенгские колонисты «самоуправно отняли в свою поль зу» 3 семужьи тони, принадлежавшие Печенгскому причту1. Сложными были отношения колонистов с возобновленным в 1886 г. Трифонов Печенгским мо настырем. «Утеснение в угодьях со стороны монастыря» создало напряжен ную ситуацию не только в Печенгской губе, где стало причиной переселения в другие колонии жителей колонии Монастырской, но и на Восточном Мурма не2. Монастырь «потеснил» не только колонии, но и причт Печенгского при хода: в 1899 г. у него была отнята последняя семужья т о н я \ Помимо исполне ния своих непосредственных обязанностей, причты мурманских приходов за нимались школьным образованием, просвещением взрослого населения, борь бой с пьянством4. Несмотря на низкое качество обучения в церковно приходских школах, к концу XIX в. они были единственными учебными заве дениями на Мурмане, а их библиотеки долгое время были единственным дос тупным источником книг в колониях. Благочестие и религиозное рвение не были отличительными признаками большинства мурманских колонистов, на что были как субъективные, так и объективные причины. Однако религия играла в их жизни важную, хотя и не всегда заметную роль. Вероисповедание часто заменяло национальность, осо бенно это касалось православных. Если лютеран - норвежцев, финнов и филь- манов - разделяли и по национальному признаку, то «православный» и «рус ский» обычно были синонимами. В «русских» колониях, помимо этнических русских, жили также карелы, лопари, самоеды и др. Так, при описании коло ний Печенгской губы, где жили православные колонисты, их часто называют «русскими колониями», хотя на деле их национальный состав был гораздо сложнее, а значительную часть населения составляли карелы. Помимо чисто внешнего признака, разделявшего мурманских колонистов на 2 группы, веро исповедание во многом определяло и особенности их внутренней жизни. Его влияние сказывалось на типе ведения хозяйства и приспособления к окру жающему миру, поведении, отношении к труду и образованию. Наличие церк ви или часовни как неотъемлемой части обжитого пространства, несомненно, играло роль в выборе места для поселения православных колонистов. Первые и самые крупные «русские» колонии - в Печенгской губе, Териберке, Гаври лове - возникли около храмов. Церковь колонисты считали необходимой, хотя не всегда могли поддерживать ее материально. Когда в 1918 г. в связи с приня 1Г А М О .-Ф . 17-И. -О п . 1 .- Д . 103.- Л . 13. 2 Материалы по статистическому исследованию Мурмана. - СПб.: Типография Исидора Гольдберга, 1903. - Т. 2. - Вып. 1 .- С . 108. 3 ГАМО. - Ф. 17-И. - Оп. 1 .- Д . 125. - Л. 74 об. 4 Там же - Ф . 34-И. - Оп. 1. - Д. 6. - Л 71; Ф 8 -И .-О п . 1 .- Д . 194.- Л . 54; Гулевич В.Р. М ур манский берег в промысловом и санитарном отношениях. - Архангельск: Губернская ти пография, 1883. —С. 106. 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz