Орехова, Е. А. К вопросу о колонизации Мурманского берега во второй половине XIX - нач. XX вв. Обзор религиозной ситуации в колониях Мурманского берега / Е. А. Орехова // IV Ушаковские чтения, [Мурманск, 1-3 марта 2007 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2007. – С. 41-48.
не только читали и пели, но и «танцевали, кружились, приходили в экстаз». К 1899 г. секта исчезла1. Межрелигиозные отношения на Мурмане были вполне мирными. Коло нист-лютеранин Мартин Фридриксен хранил ключи от церкви Св. Николая Чудотворца в Цып-Наволоке, он же продавал свечи и картинки из жизни Св. Трифона редким русским промышленникам, бывавшим в ней не более 2-3 раз за лето, проводил за свой счет мелкий ремонт2. Католик В.Р. Гулевич был ав тором и активным проводником идеи о строительстве православной часовни в Голицыной В Баркинской церковно-приходской школе, несмотря на ее рели гиозный характер, учились дети колонистов-лютеран4. Материальное положение мурманских причтов зависело в основном от казенного жалования. Хотя оно было выше, чем у священнослужителей иных частей уезда, разница практически полностью поглощалась дороговизной жизни на Мурмане. Самым большим было жалование Пазрецкого причта: свя щенник получал 1 170 р. жалования и 100 р. на разъезды, псаломщик - 500 р. Соответственно в Териберском приходе жалование составляло 600 и 300 р., в Печенгском - 250 и 80 р. Дополнительным источником дохода служила плата за требоисправления, но размер его не был постоянным. Ряд церквей имел собственные угодья. Так, в распоряжение Териберской церкви в 1897 г. коло нистами были переданы две семужьи тони5. Рындская церковь пользовалась морской тоней для промысла зверей6. Печенгская Сретенская церковь, при от крытии прихода в 1855 г., получила лопарей 3 семужьи тони7. Материальная поддержка церкви осуществлялась как из церковных средств, так и за счет пожертвований прихожан. На Мурмане был распростра нен обычай жертвовать в пользу церкви часть улова •- так называемые «рыб ные деньги». Жертвовали также богослужебную утварь, предметы обихода и пр. Пожертвования, и особенно церковное строительство, поощрялись не только церковными, но и светскими властями. Так, 26 ноября 1882 г. кольский меща нин М.В. Хипагин, как храмосоздатель Еретицкой Алексеевской церкви, был награжден серебряной медалью на Станиславовской ленте для ношения на груди8. Церковный староста Териберской церкви колонист П.М. Клементьев в 1898 г. получил грамоту Св. Синода и был награжден серебряной медалью на Станиславовской ленте за пожертвования в Териберскую церковь (за 3 года свыше 1 тыс. р.)9. 1 Материалы по статистическому исследованию Мурмана. - СПб.: Типография Исидора Гольдберга, 1903. - Т. 2. - Вып. 2: Описание колоний на запад от Кольской губы до гра ниц Норвегии. - С. 15, 2 Там же. - С. 92. 3 ГАМО. - Ф. 17-И. - Оп. 1 .-Д . 128. 4 Там же. - Ф . 13 3 -И .-О п 1. - Д. 11. - Л. 152. 5 Там ж е .-Ф . 80-И. -О п . 1 .- Д . 2 .- Л . 2-3 об.;Ф . 8 0 -И .-О п . 1 . - Д . З . - Л . 29. 6 Там же. - Ф. 16-И. - Оп. 1. - Д. 176. - Л. 94 об. 7 Там ж е .-Ф . 17-И, - Оп. 1 . - Д Ю З .-Л . 13. “ Там ж е .-Д . 103.- Л . боб. 9 Там же. - Д. 125.- Л . 109 об.; Д. 1 7 2 .-Л . 88-89. 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz