Орехова, Е. А. К вопросу о колонизации Мурманского берега во второй половине XIX - нач. XX вв. Обзор религиозной ситуации в колониях Мурманского берега / Е. А. Орехова // IV Ушаковские чтения, [Мурманск, 1-3 марта 2007 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2007. – С. 41-48.

не только читали и пели, но и «танцевали, кружились, приходили в экстаз». К 1899 г. секта исчезла1. Межрелигиозные отношения на Мурмане были вполне мирными. Коло­ нист-лютеранин Мартин Фридриксен хранил ключи от церкви Св. Николая Чудотворца в Цып-Наволоке, он же продавал свечи и картинки из жизни Св. Трифона редким русским промышленникам, бывавшим в ней не более 2-3 раз за лето, проводил за свой счет мелкий ремонт2. Католик В.Р. Гулевич был ав­ тором и активным проводником идеи о строительстве православной часовни в Голицыной В Баркинской церковно-приходской школе, несмотря на ее рели­ гиозный характер, учились дети колонистов-лютеран4. Материальное положение мурманских причтов зависело в основном от казенного жалования. Хотя оно было выше, чем у священнослужителей иных частей уезда, разница практически полностью поглощалась дороговизной жизни на Мурмане. Самым большим было жалование Пазрецкого причта: свя­ щенник получал 1 170 р. жалования и 100 р. на разъезды, псаломщик - 500 р. Соответственно в Териберском приходе жалование составляло 600 и 300 р., в Печенгском - 250 и 80 р. Дополнительным источником дохода служила плата за требоисправления, но размер его не был постоянным. Ряд церквей имел собственные угодья. Так, в распоряжение Териберской церкви в 1897 г. коло­ нистами были переданы две семужьи тони5. Рындская церковь пользовалась морской тоней для промысла зверей6. Печенгская Сретенская церковь, при от­ крытии прихода в 1855 г., получила лопарей 3 семужьи тони7. Материальная поддержка церкви осуществлялась как из церковных средств, так и за счет пожертвований прихожан. На Мурмане был распростра­ нен обычай жертвовать в пользу церкви часть улова •- так называемые «рыб­ ные деньги». Жертвовали также богослужебную утварь, предметы обихода и пр. Пожертвования, и особенно церковное строительство, поощрялись не только церковными, но и светскими властями. Так, 26 ноября 1882 г. кольский меща­ нин М.В. Хипагин, как храмосоздатель Еретицкой Алексеевской церкви, был награжден серебряной медалью на Станиславовской ленте для ношения на груди8. Церковный староста Териберской церкви колонист П.М. Клементьев в 1898 г. получил грамоту Св. Синода и был награжден серебряной медалью на Станиславовской ленте за пожертвования в Териберскую церковь (за 3 года свыше 1 тыс. р.)9. 1 Материалы по статистическому исследованию Мурмана. - СПб.: Типография Исидора Гольдберга, 1903. - Т. 2. - Вып. 2: Описание колоний на запад от Кольской губы до гра­ ниц Норвегии. - С. 15, 2 Там же. - С. 92. 3 ГАМО. - Ф. 17-И. - Оп. 1 .-Д . 128. 4 Там же. - Ф . 13 3 -И .-О п 1. - Д. 11. - Л. 152. 5 Там ж е .-Ф . 80-И. -О п . 1 .- Д . 2 .- Л . 2-3 об.;Ф . 8 0 -И .-О п . 1 . - Д . З . - Л . 29. 6 Там же. - Ф. 16-И. - Оп. 1. - Д. 176. - Л. 94 об. 7 Там ж е .-Ф . 17-И, - Оп. 1 . - Д Ю З .-Л . 13. “ Там ж е .-Д . 103.- Л . боб. 9 Там же. - Д. 125.- Л . 109 об.; Д. 1 7 2 .-Л . 88-89. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz