Орехова, Е. А. К вопросу о колонизации Мурманского берега во второй половине XIX - нач. XX вв. Обзор религиозной ситуации в колониях Мурманского берега / Е. А. Орехова // IV Ушаковские чтения, [Мурманск, 1-3 марта 2007 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2007. – С. 41-48.
«устранить случаи перехода из православия в лютеранство»1. Впрочем, это скорее относилось к православным лопарям и карелам. И те и другие, «с малолетства не приучившиеся посещать Церковь Божию»', не были вовлечены в церковную жизнь, подолгу оставались без внимания священника, что могло сделать эту часть православного населения Западного Мурмана благоприятной средой для проповеди лютеранства. Однако того, чего опасались в России - массового «совращения в лютеранство» право славных поселенцев Мурмана, - не происходило. Переход из одного вероис поведания в другое, очевидно, имел место, причем как православными, так и лютеранами3. Однако вопрос о масштабах этого явления требует дополнитель ного изучения. Колонии Восточного Мурмана требовали не просто удовлетворения религиозных нужд колонистов, но и, в значительной мере, миссионерской деятельности. Сюда, помимо местных приходских священников, командиро вались и епархиальные миссионеры4. Необходимость этих мер обосновывалась «как в видах поддержания и развития религиозного чувства в поселенцах на Крайнем Севере, так и в целях противодействия расколу, весьма легко могущему проникнуть из Кемского уезда», где старообрядчество сохраняло большое влияние5. Впрочем, вероятно, эта опасность была несколько преувеличена. Как неоднократно отмечалось в рапортах благочинного, «до полудесятка старушек-раскольниц (в Печенгском и Гавриловском приходах) не оказывают заметного влияния на своих соседей. Хотя на промыслы и приезжает много раскольников из Кемского уезда, но как мною замечено, они не оказывают своих верований, и нередко тех из них, кои дома под влия нием своих жен не посещают храма, можно видеть и молящимися вместе с православными и жертвующими сообща на церковь рыбою»6. Несмотря на то что отдаленный И плохо контролируемый властями Мурман, казалось бы, представлял собой идеальное место для различных сект, их активная деятельность здесь не отмечена. Лишь в 1890-х гг. среди жителей Печенгской колонии упоминаются 3-4 «раскольницы», принадле жавшие к «ароновской секте»7. В Гаврилове, также в 1890-х гг., жили «один старик новожен и три старухи федосеевки»8. Ни раскольнических скитов, ни молелен на Мурмане не было. В Ура-Губе некоторое время существо вала секта, «похожая на лестадианство», в которой участвовали несколько человек, в основном фильманов. Во время молитвенных собраний ее члены ' ГАМО. - Ф. 17-И. - Оп. 1 .- Д . 126.- Л . 32. 2 Там же. - Ф. 87-И. - Оп. 1. - Д. 9. - Л. 64. 3 Там же. - Ф . 20-И. - Оп. 1 .- Д . 139.- Л . 257. 4 Там же. - Ф 17-И - Оп. 1 .- Д . 128.- Л . 10. 5 Там же. - Д. 128. - Л. 2. 6 Т ам же - Д . 188.- Л . Ю об. 7 'Г ам .ж е.-Ф . 1 6 -И .-О п : 1 .- Д . 1 5 0 .-Л . 14 об. ‘ Там же. - Ф. 17-И. - Оп. 1 - Д. 124. - Л. 91 об 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz