Орехова, Е. А. К вопросу о колонизации Мурманского берега во второй половине XIX - нач. XX вв. Обзор религиозной ситуации в колониях Мурманского берега / Е. А. Орехова // IV Ушаковские чтения, [Мурманск, 1-3 марта 2007 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2007. – С. 41-48.
строены из срубов, купленных с рук1. Помимо финансовых затрат, значитель но сдерживали процесс строительства новых храмов и часовен, образования новых приходов, различные согласования с духовными и светскими властями. С увеличением числа колоний и постоянного населения Мурмана встал вопрос о создании самостоятельных приходов, с центрами, расположенными в его наиболее людных и часто посещаемых местностях. Первоначально мур манские колонии приписывались к уже существовавшим приходам в Коле, Печенге, Ловозере и Паз-реке В 1880 г. Кольский исправник предложил от крыть церковные приходы и церковно-приходские школы в 12 становищах на Восточном Мурмане, приписанном к Ловозерскому Богоявленскому приходу: Териберке, Гаврилове, Шельпино, Щербинихе, Трящино, Рынде, Золотой, Хар- ловке,Семи Островах, Восточной Лице и Варзино2. Самостоятельные приходы в дальнейшем были образованы в Териберке - в 1885 г., в Гаврилове - в 1893 г., в г. Александровске - в 1899 г., в Китовке и в Рыьде - в 1903 г.3 Толь ко в 1900-1901 гг. был поднят вопрос о создании самостоятельного лютеран ского прихода на Мурмане. Его центром с 1905 г. стал г. Александровск, где на ассигнованные консисторией средства была построена лютеранская кирха4. Вскоре была учреждена должность евангелическо-лютеранского пастора вика рия Мурманского берега, который жил в Александровске. Тем не менее и в начале XX в. предпринимаемые меры казались недос таточными. Как отмечал в 1910 г. А.А. Мухин, чиновник по крестьянским де лам 1-го участка Александровского уезда, «при разбросанности населения, его разноязычное™ и низком духовном развитии вообще, дело религиозного вос питания и руководительства является здесь делом особенной важности, требу ет особенного внимания. К сожалению, недостаточное число приходов и не обеспеченность материальная духовных лиц вредно отражается на нравствен ном состоянии населения Мурмана, весьма индиферрентно относящегося к за просам духа в области религии»5. Хотя Мурман считался православным, первыми колонистами здесь ста ли лютеране - норвежцы, финны и фильманы (лопари-лютеране). Значитель ное преобладание лютеран над православными на Западном Мурмане не могло не беспокоить русские власти. Здесь, при строительстве православных храмов, часовен и особенно при возобновлении Трифонов Печенгского монастыря в 1886 г., прямо говорилось о необходимости усилить влияние православия и 1ГАМО. - Ф . 1 7 -И .-О п . 1. - Д. 103 - Л. 89; Д. 128,- Л . 11 об. 2 Там же. - Ф. 24-И. - Оп. 1. - Д. 40. - Л. 78, 81. 3 Там же. - Ф. 16-И. - Оп. 1. - Д. 176. - Л. 75-82 об.; Д. 176. - Л . 83-93; Ф. 17-И. - Оп. 1. - Д. 2 5 3 .- Л . 9 об. Там же. - Ф. 17-И. - Оп. 1. —Д. 218; Гебель Г.Ф. Наша северо-западная окраина - Лаплан дия // Русское судоходство. - 1905. - № 1. - С. 99; Ушаков И.Ф. Церковь на Кольском С е вере в досоветский период // Региональные программы основных и дополнительных кур сов по религиоведению .-М урм анск, 1994.- С . 129, 141. Мухин А.А. О Мурмане и Лопландии. Записка чиновника по крестьянским делам 1-го уча стка Александровского уезда А.А. Мухина. - Архангельск: Губернская типография, 1910. - С. 32. 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz