Орехова, Е. А. Школьное образование в колониях Мурманского берега в конце XIX в. / Е. А. Орехова // III Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2006 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2006. – С. 64-69.

ли не понимают пользы учения и препятствуют обучению детей. Так, когда в 1896 г. Баркинская школа была преобразована во второклассную (срок обучения внейбыл4 года)1, это вызвало недовольство колонистов. Учитель Александр Нохрин писал: «...местное население по своей без­ грамотности не понимаетвысокую пользу учения, слыша, что монастырь хочет учить четвертыйгод их мальчиков, решительно в этом отказали». (Вернуть учеников за партыпомогла только угроза наказания со стороны игумена монастыря.) «...Родители распустили детейдо такой степени, что школьники совершенно не боятся своего учителя». Ученик, уличен­ ныйв пьянстве и курении, поссорился с учителем и ушел из школы. По­ влиять на него было некому: отец был в отъезде в Норвегии, а мачехе не было до него дела. Старшина и сельский староста отказались помочь и повлиять на отцов2. Еще более эмоционально высказывался о родителях своих учеников заведовавшийГавриловскойшколойсвященник о. Иоанн Зуев: «ждать... помощи вделе благоустройства школьного от этих полу- животных, носящих один лишь вид человеческий на себе самих, — пустая это мечта; ибо был у меня случай, когда просил их убедительно, хотя по одному возу доставить дров с дому для отопления школы, но и в этом было отказано ими мне»3. «.. .Народ они, — самыйизбалованный, отъявленные негодяи; а при отношении даже к Церкви Божией, что те­ перь сказать о школе, когда не о школе занимают помыслы в головах у них, а вот, открыли быдля них кабак, тогда с радостью бывстретили они такое для них начинание, а школа — для них «новшество», и не прочь пожалуйбы они и от школы, но только, чтоб не требовали от них ничего, не задевая их карман, который при безалаберной жизни их всегда пуст бывает...»4. Впрочем, возможно, такое отношение кшколе было связано с отсутствиемрезультатов, которые рассчитывали видетьродители. Твер­ дое желание иметь в своих колониях школы высказывали только фин­ ляндцы. Итак, проблемами школМурмана были: недостаток финансирования и организации, отсутствие квалифицированных кадров, особенности жизни и хозяйствования колонистов. Также, очевидно, существовала и разница в интересах. Колонистов интересовало получение детьми прак­ тических знаний, а церковно-приходская школа не была на них ориенти­ рована. Стимулом для создания церковно-приходских школ и изучения ■ГАМО. - Ф. 133 И. - Оп. 1. - Д. 8. - Л. 70-70об. 2Там же. - Ф . 133-И. - Оп. 1. - Д. 9. - Л. 10—10об. 3Там же. - Л. 38об. - 78. 4Там же. - Д. 11. - Л. 146об., 162. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz