Орехова, Е. А. Школьное образование в колониях Мурманского берега в конце XIX в. / Е. А. Орехова // III Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2006 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2006. – С. 64-69.
реносилось на ноябрь и длилось до конца марта — начала апреля. Это было связано с хозяйственным календарем колонистов— началом и кон цом рыболовных промыслов, в которых им помогали дети, особенно школьного возраста1. По этойже причине ученики нередко отсутствова ли на занятиях в течение года, не могли сдать в срок экзамены2. Школу посещали далеко не все дети школьного возраста, даже там, где школы были. Это зависело и от состояния родителей, их отношения к школе и вероисповедания. Обучение было смешанным, мальчики и девочки обу чались совместно. Два исключения были вБаркинскойшколе, где перво начально учили только мальчиков, и в нейучились 2 мальчика лютеран ского исповедания — Аврам Хейке и Осип Грангрут3. Средства для содержания церковно-приходских школ должны были поступать как от церковного ведомства, так и от прихожан. На деле не редко отмечалось, что местное население, за исключением Варзуги и Пазрецкого погоста, не выказывает особенного сочувствия к школам во избежание расходов по их содержанию, а население Териберского и Гавриловского приходов холодно относится кшколе иничем ейне помо гает4. Сами колонисты обычно ссылались на бедность, и помощь их была редка и невелика. Деньги на школьное оборудование и письменные при надлежности священники брали из церковных сумм, покупали за свой счет или обходились вовсе без них. Например, гавриловский священник о. Иоанн Зуев писал:«.. .при школе нашей, не говоря о классных принад лежностях, не имеется даже класснойдоски; и потому изучение букв на чали мы со складывания букв из спичек»5. Единственное, что регулярно пополнялось, — это школьные библиотеки. Литература была преимуще ственно религиозного содержания, но присутствовали там и светские издания. Конечно, школы не оставались совершенно без помощи. Так, 2 мар та 1897 г. колонисты Териберки на общем собрании «единодушно поста новили отдать в пользование Териберской церкви две семужьи тони, на украшение Териберских храмов, а главным образом, на содержание цер ковно-приходскойшколы...»6. Отношения родителейи школы не ограничивались денежными воп росами. Периодически встречаются жалобы учителейна то, что родите' ГАМО.-Д. 9. - Л. 41, 88об. -Там же. - Л. 99. 'Там же. -Ф. 133-И. - Оп. 1.-Д. 11.-Л. 152. 4Там же. - Д. 1. - Л. 84об.; Д. 11. - Л. 158об. 5Там же. - Д. 6. - Л. 76. йТам же. - Ф. 80-И. - Оп. 1. - Д. 2. - Л. 2, З-Зоб.; Д. 3. - Л. 29. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz