Орехова, Е. А. Школьное образование в колониях Мурманского берега в конце XIX в. / Е. А. Орехова // III Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2006 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2006. – С. 64-69.

ность населения колоний, обеспечить хотя быначальное образование всех детейони не могли. Дело было не только в нехватке учебных заведений. Колонии были разбросаны по всему побережью, многие состояли всего из нескольких домохозяйств. Содержать в каждойиз них школу возмож­ ности не было. Отправлятьже своих детейучиться за несколько сот верст решались далеко не все родители. Они опасались и за безопасность де­ тей, а кроме того, дети помогали по хозяйству1. Как вариант решения этойпроблемы предлагалось создание «подвижной школы» или интер­ натов при школах. Сеть сельских училищ с интернатами при них для де­ тейиз отдаленных колонийстала значительно расширяться только после событий 1905— 1907 гг. Во многих работах, посвященных образованию на Мурмане, воспро­ изводятся жалобы колонистов на низкое качество обучения и его плохую организацию2. Низкий уровень подготовки по светским предметам, а в некоторых школах ипо Закону Божьему, нередко отмечался также поста­ новлениями Кольского училищного отделения3. Очевидно, существовал целыйкомплекс причин, влиявших на такое положение дел. Как отмечалось в «Правилах о церковно-приходских школах» 1884 г., их целью было утверждение православного вероучения и хрис­ тианской нравственности, а также сообщение «первоначальных полез­ ных знаний». Можно предположить, что эти школы изначально не были призваны дать учащимся светское образование. Получение начальных навыков чтения, письма и счета было средством для изучения Закона Божьего, а не целью такого образования. Соответственно не следовало ждать от этих школ больших успехов в светских дисциплинах. Кроме того, школы на Мурмане начинали свое существование с самой низшей своейступени— школыграмоты, требования к которойбылиминималь­ ны. С другойстороны, для колонистов более важным было получение их детьми вшколе навыков, необходимых в повседневнойпрактическойжиз­ ни: умения читать, писать и считать. В школах колонийне было квалифицированных учительских кадров. В двух церковно-приходских школах учителями были члены местного причта. В Териберке законоучителями были священники (о. Иаков Ива­ нов, о. АлексейШилов, о. Лавр Сперанский), а остальные предметывели псаломщики (НиколайМакаров, Федор Иванов). В Гаврилове в течение 1Материалы по статистическому исследованию Мурмана. Описание колоний Восточ­ ного берега и Кольской губы. - СПб.: Типография Исидора Гольдберга, 1902. - Т. 2. - Вып. 2 .-С . 133-134. 2Там же. - С. 144, 162. 5ГАМО. - Ф. 80-И. - Оп. 1 .-Д .2 .-Л . 106; Ф. 133-И.-Оп. 1 .-Д. 7. - Л. 23об. - 24. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz