Орехова, Е. А. Школьное образование в колониях Мурманского берега в конце XIX в. / Е. А. Орехова // III Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2006 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2006. – С. 64-69.
ность населения колоний, обеспечить хотя быначальное образование всех детейони не могли. Дело было не только в нехватке учебных заведений. Колонии были разбросаны по всему побережью, многие состояли всего из нескольких домохозяйств. Содержать в каждойиз них школу возмож ности не было. Отправлятьже своих детейучиться за несколько сот верст решались далеко не все родители. Они опасались и за безопасность де тей, а кроме того, дети помогали по хозяйству1. Как вариант решения этойпроблемы предлагалось создание «подвижной школы» или интер натов при школах. Сеть сельских училищ с интернатами при них для де тейиз отдаленных колонийстала значительно расширяться только после событий 1905— 1907 гг. Во многих работах, посвященных образованию на Мурмане, воспро изводятся жалобы колонистов на низкое качество обучения и его плохую организацию2. Низкий уровень подготовки по светским предметам, а в некоторых школах ипо Закону Божьему, нередко отмечался также поста новлениями Кольского училищного отделения3. Очевидно, существовал целыйкомплекс причин, влиявших на такое положение дел. Как отмечалось в «Правилах о церковно-приходских школах» 1884 г., их целью было утверждение православного вероучения и хрис тианской нравственности, а также сообщение «первоначальных полез ных знаний». Можно предположить, что эти школы изначально не были призваны дать учащимся светское образование. Получение начальных навыков чтения, письма и счета было средством для изучения Закона Божьего, а не целью такого образования. Соответственно не следовало ждать от этих школ больших успехов в светских дисциплинах. Кроме того, школы на Мурмане начинали свое существование с самой низшей своейступени— школыграмоты, требования к которойбылиминималь ны. С другойстороны, для колонистов более важным было получение их детьми вшколе навыков, необходимых в повседневнойпрактическойжиз ни: умения читать, писать и считать. В школах колонийне было квалифицированных учительских кадров. В двух церковно-приходских школах учителями были члены местного причта. В Териберке законоучителями были священники (о. Иаков Ива нов, о. АлексейШилов, о. Лавр Сперанский), а остальные предметывели псаломщики (НиколайМакаров, Федор Иванов). В Гаврилове в течение 1Материалы по статистическому исследованию Мурмана. Описание колоний Восточ ного берега и Кольской губы. - СПб.: Типография Исидора Гольдберга, 1902. - Т. 2. - Вып. 2 .-С . 133-134. 2Там же. - С. 144, 162. 5ГАМО. - Ф. 80-И. - Оп. 1 .-Д .2 .-Л . 106; Ф. 133-И.-Оп. 1 .-Д. 7. - Л. 23об. - 24. 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz