Новиков, М. А. Интегрированная оценка эколого-рыбохозяйственной уязвимости морских акваторий: от теории к практике / М. А. Новиков ; М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, Федер. агентство по рыболовству, Поляр. науч.-исслед. ин-т мор. рыб. хоз-ва и океанографии им. Н. М. Книповича (ПИНРО). - Мурманск : Издательство ПИНРО, 2013. - 124 с. : ил., карты, табл.

По этим данным была выполнена цифровая карта распределения ве­ личины ожидаемого ущерба от гибели кормового зоопланктона по аквато­ рии Баренцева моря в виде объема капитальных вложений на компенсаци­ онные мероприятия. При подстановке в блок ГЭАС (расчетный модуль слева) известных значений для проекта Тайбольского рыбоводного завода получаем цифровую карту стоимости компенсационных затрат, представ­ ленных на диаграмме на рис. 3.5. Отношение цены рыбного рынка для 1 кг средневзвешенной промысловой рыбы, обитающей в Баренцевом море, к 1 кг семги принято нами равным 0,176 (51,06 руб./290 руб.). С учетом это­ го соотношения, прогнозируемый ущерб запасам морских рыб- планктофагов, в пересчете на семгу, будет составлять величину, умножен­ ную на соответствующий поправочный коэффициент (см. рис. 3.5, нижний правый угол). Статистический анализ цифровой карты в ГЭАС позволяет привести следующие итоговые показатели: максимальный ущерб рыбным запасам при объеме «испорченной» воды в 3 ОООтыс. м3 может составить 75 498 руб., средний по акватории - 20 897 руб. В среде ГИС-приложения Arcview 3.1 по данным цифровой карты была построена картограмма, представленная на рис. 3.6. Классификация итоговых данных по величине ожидаемого ущерба производилась в среде Arcview с помощью встроенного программного мо­ дуля по методу естественных границ. На картограмме также представлена информация о местоположении центров предполагаемой добычи углево­ дородного сырья в Баренцевом море. Морская стационарная ледостойкая платформа «Приразломная» уже установлена в юго-восточной части моря в августе-сентябре 2011 г. Начало строительных работ на ШГКМ планируется, по последним данным, в 2014 г. Под темой «Маршруты танкеров», приведенной на кар­ тограмме, подразумеваются основные пути перевозки нефти и других уг­ леводородов по Баренцеву морю в рамках Северного морского пути с дей­ ствующих и разрабатываемых месторождений Ямала, Обско-Тазовской гу­ бы, Карского моря, а также месторождения «Приразломное». В результате танкерных перевозок возможны аварии судов, сопровождающиеся разли­ вом углеводородов и гибелью зоопланктона в загрязненных объемах воды. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz