Новиков, М. А. Интегрированная оценка эколого-рыбохозяйственной уязвимости морских акваторий: от теории к практике / М. А. Новиков ; М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, Федер. агентство по рыболовству, Поляр. науч.-исслед. ин-т мор. рыб. хоз-ва и океанографии им. Н. М. Книповича (ПИНРО). - Мурманск : Издательство ПИНРО, 2013. - 124 с. : ил., карты, табл.
но сделать предварительный вывод о том, что разлив подобного количе ства нефти в районе месторождения «Приразломное» в Печорском море с координатами около 69 15’ с.ш. и 57 14’ в.д. может нанести вред водному объекту, согласно применяемой методике, в размере не менее 695 млн руб. в летний период, а в наиболее уязвимый весенний период - не менее 790 млн руб. Однако для Печорского моря следует обратить внимание на тот факт, что последние цифры размера вреда получены только на основе изменения величины коэффициента учета времени года Квг< взятого из Приложения к Методике. В реальности цифры вреда могут быть намного больше по причине заранее не предсказуемого возрастания времени не принятия мер (г). В период сложной ледовой обстановки в данном районе Баренцева моря (юго-восточная его часть), а такая часто складывается именно весной, время достижения района разлива судами-ликвидаторами может значительно возрастать относительно расчетного. Это обстоятель ство, безусловно, скажется на конечной оценке величины вреда, причи ненного водному объекту в результате аварии. Для оценки величины риска необходимо располагать данными о ве роятности события аварии, сопряженной с разливом нефти. В качестве примера можно использовать различные данные, основанные на разных подходах. Расчетные оценки частот возникновения крупных разливов в открытом море (для Баренцева моря), приводимые российскими специа листами из НМД «Информатика риска» (Журавель, Семанов, Янчук, 2007), дают величину вероятности по временной шкале порядка 1,0x10'2 в год. Умножаем эту величину на полученную в наших расчетах среднюю вели чину ожидаемого вреда, нанесенного Баренцеву морю, - 658,84 млн руб. (в случае разлива 400 т нефти летом) и получаем среднюю величину эколо гического риска 6,588 млн руб./год. В случае возможного разлива нефти на отгрузочных терминалах в Печорском море летом и осенью величины рис ка составят порядка 69,5 и 79,0 млн руб./год, соответственно, исходя из расчетной величины вероятности аварии в портах и терминалах в 1,0x10'1 (Журавель, Семанов, Янчук, 2007). С точки зрения возможности возникно вения аварийных разливов при крушениях танкеров в процессе транспор тировки нефти можно использовать и другие данные. Согласно расчетам А.Мохсена (2010), прогнозируемые в настоящий период величины рисков на 1000 рейсов с учетом среднего объема разлива в портах России для пор та Мурманск составляет 0,250. Таким образом, величина экологического риска для танкерных перевозок в южной части Баренцева моря может со ставлять в среднем 0, 16471 млн руб. на 1 рейс танкера (0,25хЮ'3х658,84 млн руб.). Безусловно, представляется предпочтительным, чтобы специализи рованный флот, отвечающий за выполнение программы ЛАРН в плане 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz