Никонов, С. А. Церковно-конфессиональные культуры на Европейском Севере: "В том... и вкладная дана" - к вопросу о выявлении типических черт в выдаче вкладных грамот монастырем вкладчикам в XVI-XVII вв. : (на материале вкладной книги Кандалакшского Пречистенского Монастыря) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 125-149.

ности сведений о вкладах содержащихся в источнике. Насколько их можно признать полными? Сопоставление данных вкладной книги с некоторыми другими видами монастырской документации (делопроизводственной и деловой), а также и с самой практикой предварительного оформления вкладов представителями администрации Пречистенской обители, позво­ ляет отрицательно ответить на поставленный вопрос. Вкладная книга включает в себя далеко не все случаи получения монастырем вкладов. Вклад мог быть передан и в другом месте, не в Кандалакше (что, видимо, составляло подавляющее большинство случаев), где существовали «пред­ ставительства» монастыря. Практика оформления вкладов приказными и служебными старцами монастыря, известна по разным источникам. В та­ кой ситуации сведения о вкладе заносились в приходо-расходную книгу и в специальную «запись» отправляемую в монастырь, где та должна была быть перенесена во вкладную книгу. Не всегда сведения об «иногородних» вкладах доходили до своего конечного адресата, т.е. вкладной книги, и су­ дить о них мы можем только по отрывочным данным сохранившейся де­ лопроизводственной документации Кандалакшского монастыря. Так, в 1680/81 г. в Вологде приказчиком монастырской службы старцем Гераси­ мом был получен вклад от устюжанина посадского человека Якова Евсевь- ева сына Жереноковского1. В качестве вклада Яков передал вологодскому приказчику якорь, оцененный в 6 рублей. Сведения о вкладе были занесе­ ны в приходо-расходную книгу Вологодской службы. В заключительной части записи о приеме вклада содержится небольшая ремарка старца Гера- сима —«И во 190-м году об том (вкладе. — С.Н.) в монастырь писал»2. Сле­ довательно, только спустя год приказчик сделал отписку в монастырь о со­ вершенном вкладе. В записях вкладной книги сведения об этом вкладе не сохранились. По нашим подсчетам вкладная книга содержит 506 (100%) записей о вкладах. Из них, только в 25 (5%) записях встречаются упоминания о вкладных грамотах3. Для того чтобы определить на основании этого не­ большого числа записей те ситуации, которые служили побудительным мотивом для оформления специального документа о вкладе, разделим имеющиеся записи о вкладных грамотах на три группы. Основой для клас­ сификации этих групп нам послужит территориальный принцип, заклю­ чающийся в связи вкладчика с конкретным местом его проживания. В пер­ вую группу будут отнесены те записи, в которых, по прямым и косвенным ' Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). - Q. IV. - № 364. - Л. 8об. —9. Краткие сведения об этом источнике см., Отчет императорской публичной библиотеки за 1889 год. - М., 1899. - С. 137. 2 Там же. - Л. 9. 3 Вкл. кн. - Л. 26, ЗЗоб., 38об., 48об., 58-58об., 95об., 96об. - 97, 97-97об., 105об., 114об., 124, 134, 135, 165об., 167-167об., 188об., 193, 203, 204об., 206об., 209, 209об., 222об. 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz