Никонов, С. А. Церковно-конфессиональные культуры на Европейском Севере: "В том... и вкладная дана" - к вопросу о выявлении типических черт в выдаче вкладных грамот монастырем вкладчикам в XVI-XVII вв. : (на материале вкладной книги Кандалакшского Пречистенского Монастыря) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 125-149.
дал Соловецкому монастырю четверть лука в Порьей-губе. Вырученные от продажи деньги («полтретья рубли») Иван «отдал Спасу и Пречистей вкладом в дом»1. Как видим, взаимозаменяемость понятий в актовом материале не влияла на саму формально-юридическую природу того или иного актового источника. Попытаемся решить вопрос о назначении вкладных грамот на мате риале вкладной книги Пречистенского Кандалакшского монастыря2. Ис точник стал известен в науке еще в конце 20-х гг. XX в., когда поступил в собрание документов Археографической комиссии из коллекции рукопи сей, принадлежавшей В.О. Ключевскому3. Отсутствие четких представле ний о прошлом Кандалакшского монастыря в историографии того време ни, возможно, послужили косвенной причиной того, что этот интересный документ остался на долгое время без внимания специалистов. Вкладная книга содержит в себе записи с 1563 по 1687 гг. Встре чающиеся в специальной и историко-краеведческой литературе мнения о хронологических рамках записей вкладной книги монастыря требуют оп ределенных корректив4. Повторимся, что предметом научного исследования вкладная книга, состав вкладчиков, а также и история самого Кандалакшского монастыря, еще не становилась5. Отдельно хотелось бы коснуться и вопроса о степени репрезентатив 1 АСЭИСР (И). - № 692. - С. 127. Архив Санкт-Петербургского Института истории РАН (СПб. ИИ РАН). - Кол. 115.— № 900. Вкладная книга Кандалакшского монастыря (далее - Вкл. кн.). Андреев А.И. Исторические материалы о Кольском полуострове монастырских архи вов // СМПИКП. - С. 7. Так, в статье А.И. Андреева приводятся следующие, верхние и нижние, хронологиче ские рамки составления записей - с 7071 (1563) по 7195 (1687) гг. И.Ф. Ушаков пола гал, что ведение записей продолжалось с 1563 по 1718 гг. Мнение И.Ф. Ушакова со всем недавно было повторено и П.В. Федоровым (Андреев А.И. Исторические мате риалы... - С. 7; Ушаков И.Ф.Источниковедение истории Кольского Севера (конец XV - начало XX века) // Он же. Избранные произведения (ИП). - Мурманск, 1998. - Т. 3. - С. 426; Федоров П.В. Историческое регионоведение в поисках другой истории России. (На материалах Кольского полуострова). - Мурманск, 2004. - С. 61). К сожа лению, А.И.Андреевым не были замечены еще две, более поздние указанных им хро нологических сроков, записи во вкладной книге. Первая из них датируется 1718 г., вторая - 1691/92 г. (Вкл. кн. - JI. 134, 225об.) Указанная же Й.Ф. Ушаковым нижняя хронологическая дата записей вкладной книги верна, но, при этом, ученым не приво диться необходимой ссылки на конкретный лист источника содержащего эту запись и не уточняется, что она является более поздней припиской к основным записям о вкладах в монастырь. Исключение составляет небольшой научно-популярный очерк, посвященный истории монастыря, написанный около 20 лет тому назад профессором И.Ф. Ушаковым, кото рый не гак давно был вновь переиздан (Ушаков И.Ф. «...Н а Усть-Ниве реке...» // Он же. И И ,-Т . З .- С . 32-51). 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz