Никонов, С. А. Церковно-конфессиональные культуры на Европейском Севере: "В том... и вкладная дана" - к вопросу о выявлении типических черт в выдаче вкладных грамот монастырем вкладчикам в XVI-XVII вв. : (на материале вкладной книги Кандалакшского Пречистенского Монастыря) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 125-149.

писцовых описаний волости Варзуги за вторую половину XVI в., старец Феодосий принадлежал к коренному крестьянскому населению самой во­ лости и только в старости принял монашеский постриг1. Согласно доку­ менту, старец Феодосий «дал есми вкладом ко всемилостивому Спасу... полпята лука угодья своего в Варзуге реке в рыбных ловлях... и в сенных покосех, и в леших ухожаех... куде ходила коса и топор отца моего Они- сима Короля и моя»2. Вкладная грамота включала в себя и обязательства монастыря к вкладчику заключавшиеся в том, что старца Феодосия долж­ ны были - «при животе моем в манастыре покоити, а по смерти моей им душа моя поминати»3. В заключительной части грамоты приводится и ви­ довое определение документа: «А вкладную писал диячек варзуской Ку- земка Иванов сы н ...»4. Внешне вкладная грамота старца Феодосия, за исключением видово­ го определения, ничем не отличается от любой из данных грамот. Имено­ вание документа вкладной грамотой, возможно, объясняется влиянием мо­ настырской делопроизводственной практики, предполагающей атрибути­ рование поступавших монастырю угодий, недвижимого и движимого иму­ щества на помин души и в других душеполезных целях, как вклад. Можно полагать, что только сама причастность вчерашнего крестьянина Варзуги к соловецкой братии наложила свой отпечаток на оформление документа. Таким образом, несмотря на то, что понятия «дание» и «вклад» мог­ ли использоваться в грамотах как взаимозаменяемые, приходиться при­ знать, что это никоим образом не отражалось на самой формально- юридической стороне акта, который по прежнему продолжал оставаться «данной», а не «вкладной» грамотой. В таком случае, наверное, можно го­ ворить о том, что внутренняя (содержательная) сторона акта —безвозмезд­ ность (с материальной точки зрения) передачи вклада в монастырь - никак не влияла на его внешнее (формально-юридическую) оформление. В этом нет ничего странного, учитывая то обстоятельства, что кате­ гория «вклада» - покрывающая собой все случаи безвозмездной передачи угодий, движимого и недвижимого имущества - могла присутствовать и в таких далеких по своей юридической природе документах, как купчие и духовные грамоты. Так, в 1578/79 г. некто Иван Андреев сын Каппал про­ 1Так, согласно данным «сотной» грамоты по Варзуге писцов Якима Романова и Ники­ ты Пятунина (1563 г.) в волости находился двор отца будущего старца Феодосия, Анисима Королева. Сам Анисим, владел 4,5 луками угодий (Сб. ГКЭ. - Т. 1. - № 165. - Стб. 161, 166). Спустя 10 лет, во время нового описания волости, в «сотной» писца Василия Агалина и подьячего Степана Федорова (1575 г.) упоминается только двор Анисима Королева, на котором жил уже совершенно другой человек. Отсутст­ вие упоминаний в «сотной» старца Феодосия Королева, заставляет предполагать, что тот, к тому времени, либо умер, либо покинул Варзугу (СМПИКП. - № 6. - С. 32). 2АСЭИСР (И). - № 544. - С. 56. 3Там же. * Там же. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz