Никонов, С. А. Церковно-конфессиональные культуры на Европейском Севере: "В том... и вкладная дана" - к вопросу о выявлении типических черт в выдаче вкладных грамот монастырем вкладчикам в XVI-XVII вв. : (на материале вкладной книги Кандалакшского Пречистенского Монастыря) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 125-149.

и на промысел... в дерньбез выкупа»1. Сходную картину можно видеть и еще в одном документе получен­ ным Соловецким монастырем от крестьянки волости Умбы Гликерьи Фе­ доровой дочери в октябре 1571 г. Грамота открывается уже знакомой нам клаузулой —«Се яз, Гликерья Федорова дочи, Фефилова жена, отдала есми Спасу., .в дом на Соловки четверть лука угодья своего...»2. Упоминаются в грамоте и обязательства, на которых Гликерья Федорова дочь жертвовала в монастырь доставшиеся ей от отца и матери угодья «в Умбе реки промеж умбляня». Ими были следующие - «А государю игумену мене, нищую, за тот въклад на старость мою покоити и до моей см ерти ...»3. Вновь, мы встречаемся с понятием «вклад», которое выступает здесь в качестве опре­ деления передаваемых монастырю угодий. Но как и в предыдущем случае, в удостоверительной части документа, проступает его видовое определе­ ни е—«А у сей даной сидели люди добрые...»4. Взаимозаменяемость понятий «вклад» и «дание», встречается и в ря­ де данных грамот полученных от крестьян Терского берега Троице- Сергиевым монастырем. Так, в декабре 1581 г. Козьма Иванов сын Юк- шеева «дал вкладом Троици-Сергиева монастыря архимариту Ионе з бра- тею десять луков згодья своего в Варзуге...»5. Несмотря на то, что переда­ ваемые архимандриту угодья варзужский крестьянин именует вкладом, в удостоверительной части документа, вновь, присутствует его видовое оп­ ределение —«А даную писать Коземка Ивановъ сынъ.. .»6. Аналогичный случай с заменой понятий «вклад» и «дание» встреча­ ется и в грамоте варзужского крестьянина Ивана Семенова сына Марьина (25 июня 1582 г.)7. И в начале XVII столетия, как можно судить по нескольким сохра­ нившимся документам, составители данных грамот так же свободно опе­ рируют понятиями «дание» и «вклад». Обратимся к двум, известным нам, примерам. Оба случая связаны с передачей угодий и движимого имущест­ ва Троице-Печенгскому монастырю, обладавшему в начале столетия круп­ ными вотчинами на севере Кольского полуострова. Первый из них, отно­ ситься к сентябрю 1621 г., когда посадские люди Кольского острога Васи­ лий Антонов сын Хлупонов вместе со своим сыном Иваном «дали в дом Живоначалныя Троицы ... в Печенской монастырь згодья своего в Тири- Акты социально-экономической истории Севера России конца XV—XVI в. Акты Со­ ловецкого монастыря 1479-1571 гг. (АСЭИСР (I)). - Л., 1 9 8 8 .-№ 1 6 9 .-С . 106. 2Там же. - № 401. - С. 244. 3Там же. 4 Там же. Сборник грамот Коллегии экономии. —Пг., 1922. —Т. 1: Грамоты Двинского уезда. (Сб. ГКЭ). - № 250. - Стб. 242. Там же. В декабре 1581 г. тот же самый Козьма Иванов сын Юкшеева передал «вкла­ дом» Троицкому монастырю и свой двор в Варзуге (Там же. - № 252. - Стб 243) Там же. - № 259. - Стб. 250. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz