Никонов, С. А. Церковно-конфессиональные культуры на Европейском Севере: "В том... и вкладная дана" - к вопросу о выявлении типических черт в выдаче вкладных грамот монастырем вкладчикам в XVI-XVII вв. : (на материале вкладной книги Кандалакшского Пречистенского Монастыря) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 125-149.
ров, вклады Анисимом Федоровым сыном передавались в течение про должительного времени. Но, несмотря на это, показаний лиц, получивших вклады (келарей и казначея), было вполне достаточным условием для при знания вклада действительным. Абсолютизировать силу устного признания вкладчика, как единст венного свидетельства о совершенном ранее вкладе, все же, не стоит. Да леко не всегда было достаточно одного устного свидетельства вкладчика для того, чтобы зафиксировать факт передачи вклада. Тридцатью годами ранее, в феврале 1650 г., в качестве вкладчика Пречистенской обители, вы ступил игумен Печенгского монастыря Симеон, передавший монастырю сумму в размере 5 рублей. На этом дело не закончилось, поскольку, по сло вам Симеона, он ранее «во 151 году дал игумену Ферапонту кладом же де сять) ефимков». Об этом вкладе, на чем настаивал Симеон, было известно двум старцам - Иову и Ионе Широкому, в присутствии которых, следует по лагать, и произошла передача вклада. Общее решение по этому вопросу, сжа то сформулированное во вкладной записи, оказалось нелицеприятным для игумена. «И Иов не видал, а Иона в то время уже мертв был»1- читаем мы в источнике. Если оставить в стороне саму пикантность ситуации, в которой игумен был недвусмысленно уличен в обмане, а обратиться к самой прак тике оформления вклада, то вновь столкнемся с тем же явлением, что и в случае с крестьянином Анисимом Федоровым сыном. Монастырь не отрицал возможности устного оформления вклада, с его последующим занесением в книгу. Правда, при этом, требовалось наличие достоверных свидетельств (и свидетелей) того, что вклад действительно был передан монастырю. Подводя некоторый итог рассмотренному вопросу - о причинах и необходимости выдачи вкладчикам специальных документов от монасты ря - можно заметить следующее. Вкладная фамота в зависимости от си туации связанной с передачей вклада могла выполнять разные правовые функции. Вкладная ф ам ота могла быть - а) документом, который фикси ровал безвозмездность труда вкладчика на монастырь и, вместе с тем, слу жил основой для составления записи во вкладной книге; б) документом, который выполнял роль расписки о сделанном вкладе за пределами Канда лакши (в рассмофенных случаях - это Холмогоры) требующейся для оформления записи о вкладе; в) документом, который мог быть выдан по желанию самого вкладчика, удостоверяющим сам факт совершенного им благочестивого поступка. Если принять во внимание последний случай, то заметим, что порою вкладная грамота, выдавалась не за единичный вклад, а при повторной (-ных) передачи вклада в монастырь. Следует признать, что практика оформления монастырем специаль ного документа, предназначенного для вкладчика, так и не получила рас пространения в делопроизводстве 11речистенской обители. Избирательное 'Вкл. к н .- Л . 173об. 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz