Никонов, С. А. Церковно-конфессиональные культуры на Европейском Севере: "В том... и вкладная дана" - к вопросу о выявлении типических черт в выдаче вкладных грамот монастырем вкладчикам в XVI-XVII вв. : (на материале вкладной книги Кандалакшского Пречистенского Монастыря) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 125-149.
1626/27 г. и в 1631/32 г. Если первый вклад был исключительно денежным, то второй состоял из двадцати оленей. Оба вклада были оценены «на трит- цеть на пять рублев. И в том ему вкладная дана»1. Таким образом, доку ментальное подтверждение о вкладах Дмитрий Евстафьев получил только после того, как сделал второй вклад в монастырь. Аналогичная ситуация произошла и с Василием Ивановым сыном Канневым. Вкладчик, как следует из записи, в 1626/27 г. трудился в тече нии двадцати недель на монастырь. Труд Василия Каннева пречистенские старцы «написали вкладом за рубль»2. Соответственно, подобная запись первоначально могла быть включена и в другой вид монастырской доку ментации, допустим, в приходо-расходную книгу, прежде чем она была перенесена во вкладную книгу. Прошло более тридцати лет, и в 1660/61 г. все тот же Василий Каннеев передал в монастырь тридцать рублей. Запись о двух вкладах Василия завершается следующей ремаркой —«Кладная да на»3. Необходимо думать, что и на этот раз вкладная грамота была выдана по собственному настоянию вкладчика. В сентябре 1666 г. несколько вкладов в монастырь сделал и некий Марк Землямать. Вклады включали в себя, как передачу денег и вещей, так и труды самого вкладчика на Кандалакшскую обитель4. Общая сумма вклада составила 9 рублей. Марку, также была выдана вкладная грамота. Сравнительно немногочисленным упоминаниям вкладных грамот в записях книги противостоят те записи, в которых упоминается устная практика оформления вклада, не требующая какого бы то ни было специ ального письменного подкрепления. Вклад, оформленный первоначально устно, мог получить свое письменное оформление спустя какое-то время и то, по настоянию самого вкладчика. Именно таким образом были оформ лены отношения монастыря с кандалакшским крестьянином Анисимом Федоровым5. Как следует из интересующей нас записи, которую имеет смысл привести полностью - «188-го марта в 31 день сказал Кандалкшския волости крестьянин Анисим Федоров - Дал де я, при казначея(х), старцу Пимину корову белую на дворец; да келарю старцу Ивану, и казначею старцу Киприяну дал в казна дворец корову красную; да келарю старцу Иринарху Пяхкоиву дал корову, цена тем коровам 7 рублев. Дан тот вклад за жену»6. Передача вклада крестьянином произошла ранее марта 1680 г. Возможно, учитывая, что в монастырскую казну поступило несколько ко 1Вкл. к н .-Л . 134. 2Там же. - Л. 135. 3 Гам же. 4Там же. - Л. 206об. 3 Двор крестьянина Анисима Федорова сына Шуезерова располагался на «волостной стороне» Кандалакши. На время составления переписи у Анисима был 12-недельный сын Иван (РГ АДА. - Ф. 1209.-О п . 1 .-К н . 15056.- Л . 27). 6 Вкл. кн. - Л . 220. 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz