Никонов, С. А. Церковно-конфессиональные культуры на Европейском Севере: "В том... и вкладная дана" - к вопросу о выявлении типических черт в выдаче вкладных грамот монастырем вкладчикам в XVI-XVII вв. : (на материале вкладной книги Кандалакшского Пречистенского Монастыря) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 125-149.

Как видим, в записи вкладной книги смешаны два разных типа зе­ мельной собственности: первая, эго оброчная пустошь, которая являлась пожалованием Михаилу Рогуеву кого-то из московских государей (воз­ можно, Михаила Романова), вторая, это пожня, приобретенная самими протопопом. Таким образом, обстоятельства связанные с приобретением Михаилом Рогуевым земельных угодий в записи вкладной книги опуска­ лись как не представляющие существенного значения при оформлении са­ мого вклада. Вместе с тем необходимо заметить, что вкладная запись со­ держит мотив передачи вклада монастырю, которого вовсе нет в данной грамоте. Вклад протопоп передавал не только за себя, но и за жену Екате­ рину, что позволяет отнести его к разряду мемориальных, предназначен­ ных за упокой души вкладчиков. Чуть ранее этого вклада, в 1643/44 г. протопопом Михаилом мона­ стырю были переданы и несколько книг, которые были оценены на сумму в 15 рублей. За каждый из этих двух вкладов протопоп получил отдельную вкладную грамоту. Во всех трех рассматриваемых случаях, когда вкладчиками выступа­ ли жители Вологды и ее уезда, а также и московский протопоп, вкладная грамота высылалась из монастыря только после того, как в обитель прихо­ дили сведения о сделанном вкладе. Сама же грамота, в этих ситуациях, вы­ ступает в качестве документа (расписки) удостоверяющего сам факт полу­ чения монастырем вклада. К третьей группе случаев связанных с выдачей вкладных грамот от­ носятся все те, в которых невозможно определить, во всяком случае, пока, территориальных связей вкладчика. Так, четыре раза вкладчиком мона­ стыря выступала некая Анна Яковлева дочь Григорьева жена Белозерова. Первый вклад ею был сделан еще в сентябре 1624 г. Спустя два десятиле­ тия Анна, успевшая принять к этому времени монашеский постриг и стать старицей Стефанидой, сделала еще три вклада - в сентябре 1642 г., в авгу­ сте 1643 г., и, наконец, в 1646/47 г.1 Из четырех сделанных Анной вкладов только один, самый первый, получил оформление вкладной грамотой. Не каждый из сделанных вкладов оформлялся вкладной грамотой и в следующих случаях. Так, Дмитрий Евстафьев сын, носивший прозвище Василий Москва2, передал в Пречистенскую обитель два вклада - в ' Вкл. кн - Л. 124. Возможно, Василий Москва вкладной записи Кандалакшского монастыря, является тем Василием Москвиным, который упоминается в отписках холмогорских таможен­ ных целовальников гостей суконной сотни Богдашки Щепоткина и Ивана Мельцова (1645/46 г.). Василий Москвин, о чем узнаем из отписки таможенных целовальников, в 1645/46 г. в Кольском остроге находился в должности «соляного целовальника» со­ биравшею пошлины с вывозимой за пределы Кольского Севера соли (Архив СПб. ИИ 1>АН. - Колл. 47. - Оп. 2. - Д. 169. - Л. 55). Но оговоримся, что предположение о тождественности «двух» Василиев требует поиска дополнительных аргументов. 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz