Никонов, С. А. Церковно-конфессиональные культуры на Европейском Севере: "В том... и вкладная дана" - к вопросу о выявлении типических черт в выдаче вкладных грамот монастырем вкладчикам в XVI-XVII вв. : (на материале вкладной книги Кандалакшского Пречистенского Монастыря) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 125-149.
ду Койдокурской и Кехтой волостями Двинского уезда. К этому же вкладу относилась и книга Триодь постная. Общая стоимость этого крупного вклада составила 102 с половиной рубля1. Принимая во внимание то, что передаваемая в монастырь пожня располагалась в Двинском уезде, можно предполагать и то, что сам вклад был первоначально оформлен одним из представителей монастырской территориальной службы - либо Вологод ской либо Холмогорской. Вклад Михаила Рогуева любопытен еще и тем, что сохранилась дан ная грамота протопопа на угодья, пахотную землю и книгу (см. приложе ние). Пока это единственный частноправовой акт Кандалакшского мона стыря известный нам на сегодняшний день2. Если же сопоставить запись о вкладе с данной грамотой, то выясниться, что содержание последнего до кумента несколько более подробно. Приведем интересующие нас расхож дения двух документов в таблице. Таблица Запись вкладной книги Данная грамота 1. «...Дал за собя, и за жену свою Екате рину, к прежнему вкладу оброчную свою пустош на Двине, меж Кехоцкои и Коидо- курскои волостми, на острову Лукодве росчисть и озерко Долгое и Романковскои ручей. И пожня куплена и сенные покосы». 2. Сведения о купчей грамоте отсутству ют. 3. «Да книгу Триодь постную за полтретя рубли...». 1. «Да...вкладом, за сто рублев, оброчную пустошь в Колмогорском уезде промеж Койдок(урск)ею и Кехтою волостьми... А на то згодя подлинная государева фамота на Колмогорах в съезжей избе». 2. «Да я же, протопоп, дал в дом... куп ленную свою пожню, в том же в Колмо горском уезде подле Романовского ру чья... И на тое пожню игумену Феодосию з братею купчея дана». 3. «Да я же... дал вкладом Треодь посную печатную в переплете за полтретя рубли». 1Вкл.кн. - J1. 167. 2 Описи монастырского имущества дают разные сведения о количестве частноправовых актов в составе монастырского архива. Так, по описи 1705 г. в монастырском архиве хранилось 40 фамот (купчих и данных) закреплявших имущественные права Пречис- тинской обители на угодья и соляные промыслы в Кандалакше и за ее пределами (Го сударственный архив Архангельской области. - Ф. 1025. - Оп. 3. - Д. 27. - Л. 17). Спустя четверть века, когда монастырь решением архиепископа Архангельского и Хол могорского Варсонофия был приписан к Соловецкому монастырю, по описи доку ментов, в архиве обители находилось 96 фамот (Архив СПб. ИИ РАИ. - Кол. 115. - № 20. - Л. 7). Возрастание количество частноправовых актов в монастырском архиве, может быть объяснено переводом той документации, что хранилась в территориаль ных монастырских службах в Кандалакшу. С закрытием монастырских служб в на чале XVIII в. - в Кольском остроге, Холмогорах, Вологде и Красном Бору (стая Ус тюжского уезда) - вся скопившаяся в них документация, скорее всего, была достав лена в сам Кандалакшский монастырь. 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz