Никонов, С. А. Церковно-конфессиональные культуры на Европейском Севере: "В том... и вкладная дана" - к вопросу о выявлении типических черт в выдаче вкладных грамот монастырем вкладчикам в XVI-XVII вв. : (на материале вкладной книги Кандалакшского Пречистенского Монастыря) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 125-149.
вами —«вкладная послана, а двенатцать рублев за того ж ему жеребенка дать»1. Таким образом, жеребец был уступлен за 12 рублей, а остаток от формального вклада в 20 рублей, пошел в монастырскую казну в качестве пожертвован ия2. Вкладчиками в декабре 1670 г. стали два брата - Стефан и Ерофей Сергеевы дети Поперечины, крестьяне дворцового села Фрязинова Воло годского уезда3. Переданный крестьянами вклад составил 20 рублей. Вкладная запись дает возможность более конкретно представить саму про цедуру оформления вкладной грамоты. В завершающей части записи чита ем - «а деньги приняс в вологоцкую службу старец Герасим. А в том им посланы вкладные»4. Таким образом, полученные от крестьян деньги при казчиком Вологодской службы Герасимом были доставлены в монастыр скую казну, видимо в середине 1671 г. Сам же вклад фрязинских крестьян должен был быть зафиксирован в приходо-расходной книге вологодского приказчика. Исходя из этого документального основания, а также и после того как дела за год были сданы приказчиком для проверки монастырской администрации, крестьяне смогли получить вкладные грамоты. Отметим, что получение вкладов в монастырь от жителей Вологды и Вологодского уезда было возможным только благодаря существованию здесь территориальной службы Кандалакшского монастыря3. Несколько вкладов в монастырь сделал и протопоп московского Черниговского собора Михаил Рогуев6. В конце ноября 1645 г. протопоп передан монастырю часть своей «оброчной» пожни располагавшейся меж| Вкл. кн. - Л. 165об. Подобные примеры известны и в хозяйственной деятельности других монастырей. Так, по наблюдениям Л.А. Кириченко, в монастырской практике Троице-Сергиевой Лавры встречаются примеры, когда отданная на «помин души» вотчина получает час тичную материальную компенсацию со стороны обители (Кириченко Л.А. Акты зем левладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря 1584-1641 гг. - М., 2006. - С. 46-47). 3Вкл. кн. - Л. 209. 4Там же. Возникновение службы в Вологде было связано с добычей и поставкой соли Канда лакшским монастырем на рынок Севера России в XVII - начале XVIII в. Оформление службы следует отнести к первой четверти XVII в. По данным писцовой книги города Вологды 1626/27-1627/28 гг., составленной писцами кн. И.А: Мещерским и подьячим Ф. Стоговым, в этот период здесь уже существовал двор Кандалакшского монастыря. Двор был приобретен монастырем но купчим грамотам в 1620/21 и в 1626/27 г. (Ти мошина Л.А. Вологодские дворы гостей Панкратьевых во второй половине XVII в. // б ОФР. - м., 2007. - Вып. 11. - С. 396). Полным наименованием Черниговского собора было следующее - церковь во имя св. князя Михаила и верного болярина его Федора Черниговских чудотворцев. Доку ментально храм известен с 1625 г. Располагался Черниговский собор в Замоскворечье («Сорок сороков». Москва в границах Садового кольца: Китай-город, Белый город, Земляной город,Замоскворечье/Сост. П.Г.Паламарчук.-М., 1994.-Т .Н .-С . 572-573). 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz