Никонов, С. А. Церковно-конфессиональные культуры на Европейском Севере: "В том... и вкладная дана" - к вопросу о выявлении типических черт в выдаче вкладных грамот монастырем вкладчикам в XVI-XVII вв. : (на материале вкладной книги Кандалакшского Пречистенского Монастыря) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 125-149.

новых записях кандалакшских старцев. Что же касается случая с вкладной грамотой Иван Деменина то, здесь можно лишь высказать самое общее предположение о том, что выда­ ча документа могла быть обусловлена желанием самого вкладчика. Среди вкладчиков получивших грамоту известен и один старец Кан­ далакшского монастыря - Кирилл Швал. Старцем в 1660/61 г. был сделан вклад, включавший в себя как предметы священнического облачения, так и деньги, общей стоимостью на 10 рублей1. Сделанный Кириллом вклад был оформлен соответствующей грамотой. Запись о выдаче старцу вкладной грамоты содержит одну любопытную деталь, что дает нам основания при­ вести ее полностью - «в том ему вкладе в 10 день дана кладная»2. Сама за­ пись о вкладе старца Кирилла не содержит в себе никакого уточнения от­ носительно месяца оформления вклада. Тем не менее, небольшая оговорка источника о том, что вкладная грамота была выдана в «10 день», дает ос­ нования предполагать, что выданные вкладчикам грамоты фиксировались в какой-то специальной документации. Рассмотрим вторую группу случаев с упоминанием во вкладной кни­ ге вкладных грамот. Напомним, что в нее входят те вкладчики, которые являлись приезжими на Кольском Севере людьми или оформили свой вклад за пределами Кандалакши. Один из первых таких вкладов поступил в монастырь в 1599/1600 г. от «жильцов» Кольского острога братьев Федо­ ра и Григория Никитиных детей Валчяков. В качестве вклада братья пере­ дали в монастырь мерина оцененного в 5 рублей. Во вкладной записи спе­ циально отмечается, что «им о том вкладную дали»3. Отметим, что в предшествующие годы Федор Валчяк уже выступал вкладчиком Пречистенского монастыря. Так, в августе 1592 г. Федор сделал крупный вклад в обитель состоявший из различных промысловых орудий, а также хозяйственных построек находившихся в Кольском остроге и на становище Лок-наволок Мурманского берега. Во вкладной записи отмеча­ ется, что этот вклад Валчяком был дан «по души по своей»4. Возможно, при­ чиной вклада стал и каки е-то к ризисные момент ы в жизн и Федора Валч яка (допустим, тяжелая болезнь) заставившие его задуматься о «спасении души». Братья Валчяки известны по писцовой книге Алая Михалкова 1608- 1611 г. Правда, по переписи 1608 г. в остроге жили Никифор и Григорий Валчяки. Двор братьев располагался на Нижнем посаде острога6. Примеча­ тельно, что двор братьев находился по соседству с двором кандалакшских 1Вкл. кн. - J1. 206об. 2Там же. 3Там же. - JI. 58об. 4Там же. - JI. 34об. 5 Публикация части писцовой книги Алая Михалкова была подготовлена П.П. Харузи- ным (Харузин Н.Н. Русские лопари. - М., 1890. Приложение 2 (далее - Писцовая книга). Писцовая книга. - С. 413. 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz