Никонов, С. А. Церковно-конфессиональные культуры на Европейском Севере: "В том... и вкладная дана" - к вопросу о выявлении типических черт в выдаче вкладных грамот монастырем вкладчикам в XVI-XVII вв. : (на материале вкладной книги Кандалакшского Пречистенского Монастыря) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 125-149.
Наличие в нашем распоряжении части сохранившейся переписки монастыря с холмогорским приказчиком Иоасафом Мельцовым дает воз можность более конкретно представить себе связи Федора Кялмина с мо настырем. На протяжении лета 1660 г. и лета 1661 г. Федор регулярно при езжал в Холмогоры на монастырских ладьях доставлявших в город пред меты монастырского «экспорта» —соль и рыбу. Во время этих поездок им выполнялись различные мелкие поручения, дававшиеся монастырскими властями. Гак, в июне 1660 г. прибывший в Холмогоры из Кандалакши Федор Кялмин должен был забрать у приказчика Иоасафа деньги для вы дачи ссуды монастырскому дьячку. С Федором отправлялись и письма к холмогорскому приказчику. Летом 1661 г. с ним от старца Иоасафа Мель- цова была передана в подарок кандалакшскому игумену Иоакиму некая «бочерочка» (письмо не уточняет, с чем был этот бочонок, хотя, можно до гадываться, что в нем могла находиться сельдь) . По данным переписной книги Кольского уезда 1677-1679 г. в Канда лакшской волости Федор Кялмин уже не жил. В волости в это время жил сын Федора крестьянин Филька Федоров сын Кялмин. Переписная книга отмечает, что на дворе Фильки проживал отчим Изот Корнилов сын с тре мя малолетними детьми2. Выскажем догадку, что отца Филька лишился еще в малолетнем возрасте. Иван Федоров сын Кудрин подобно предыдущим крестьянам, так же несколько раз выступал в качестве вкладчика Пречистенской обители. Пер вый вклад им был сделан в сентябре 1664 г., затем в 1670/71 г. и, наконец, в октябре 1678 г.3 Вкладная, как и в рассмотренном выше случае, была вы дана Ивану Кудрину только однажды. Запись содержит и упоминание того места, где вкладчику была выдана грамота. Вкладную грамоту Иван Кудрин получил на Холмогорах, что вновь сближает эту ситуацию с предыдущей. Переписная книга 1677—1679 г. отмечает, что двор крестьянина рас полагался на «волостной стороне» Кандалакши. Во дворе Ивана Кудрина проживал и некий «пришлый человек» Якушко корелянин . Два последних случая объединяет место получения вкладчиками грамот. И Федор Кялмин и Иван Кудрин получили свои грамоты на Хол могорах. В связи с этим можно предполагать, что на этот раз вкладная ф а- мота выполняла роль расписки о сделанном вкладе, которую затем следо вало предъявить в монастыре для внесения сведений о вкладе в книгу. По добный вывод напрашивается и потому, что в других ситуациях с вклада ми Федора Кялмина и Ивана Кудрина никаких документальных свиде тельств о вкладах не выдавалось. В них, видимо, не было необходимости, поскольку вклады сделанные в волости сразу же получали отметку в чер- ' РГАДА. Ф. 1434. Оп. 1 .- Д . 7 .- Л . К). Там же. - Ф. 1209.-011. 1 - К н . 15056.-Л . 29. 3Вкл. к н .- Л . 203. 4РГАДА. - Ф. 1209. - Оп. 1. - Кн. 15056. Л. 27об. 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz