Никонов, С. А. Церковно-конфессиональные культуры на Европейском Севере: "В том... и вкладная дана" - к вопросу о выявлении типических черт в выдаче вкладных грамот монастырем вкладчикам в XVI-XVII вв. : (на материале вкладной книги Кандалакшского Пречистенского Монастыря) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 125-149.

чит как предположение, может быть полностью отнесено к его сыну Дмит­ рию Деменину. Согласно данным переписной книги 1677-79 гг., Д И . Де- менин относился к категории бобылей Кандалакшской волости. Двор кре­ стьянина (возможно, это был отцовский двор) располагался на «монастыр­ ской стороне» волости1. Из других источников известно, что Дмитрий Де- менин был монастырским дьячком, выполнял некоторые поручения мона­ стырского руководства (ездил в Москву для решения спорного поземель­ ного вопроса, возникшего между Кандалакшским и Валаамским монасты­ рем в Ковде, упоминается и в переписке монастырских властей с приказ­ чиком Холмогорской службы старцем Иоасафом Мельцовым)2. Бобыль Кандалакшской волости Федор Иванов сын Кялмин трижды, согласно соответствующей записи, передавал вклад в монастырь. Так, вклады им были сделаны в августе 1659 г, в 1661/62 г. и в ноябре 1663 г. Только в одном из трех случаев в записи о вкладах Федора Кялмина со­ держится упоминание о выданной ему вкладной грамоте. Этот отмеченный грамотой вклад был сделан Федором в 1661/62 г. в Холмогорах. Вклад со­ стоял из 75 «оленьих постелей»3 и уступленной Федором монастырю шес­ той доли ладьи «двинянки»4. Переданный вклад был оценен в 76 рублей. Из этой же записи выясняется, что принял вклад приказчик монастырской Холмогорской службы старец Иоасаф Мельцов. 1Волость Кандалакша располагалась по обоим берегам реки Нива. На левом берегу ре­ ки находился Пречистенский монастырь, здесь же были дворы бобылей и немного­ численных крестьян. Основная часть крестьянского населения Кандалакши прожива­ ла по правому берегу Нивы. 2 Так, в письме келаря старца Савина и казначея старца Герасима (датируется июнем 1660 г.) к приказчику Холмогорской службы, среди прочего, есть и распоряжение вы­ дать ссуду в 3 рубля «Митки Деменину» (РГАДА. - Ф . 1434. - Оп. 1. —Д. 2. —Л. 1) Поездка казенного подьячего Дмитрия Деменина в Москву, куда он ездил вместе со старцем Панфилом, относиться к 1680/81 г. Здесь, в Челобитенном приказе и рас­ сматривался конфликт монастыря с Валаамским монастырем возникший из-за вопро­ са о владении угодьями в Ковдской волости (ОР РНБ. - Q IV. - № 364. - Л. 51об. -52). 3 «Постель» - это специально выделанная оленья шкура, использовавшаяся саамами для строительства чума, а русскими поморами в качестве своеобразного спального мешка (Меркурьев И.С. Живая речь кольских поморов. - Мурманск, 1979. - С. 121). 4 Вкл. кн. - Л. 188об.; Наименование ладьи - «двинянка», по мнению С.В. Михайлова, связано с местом строительства данного типа судов. Эти суда строились на Северной Двине и затем продавались на Кольский Север (Михайлов С.В. Древнерусское судо­ строение на Севере // Летопись Севера. - М.; Л., 1949. - Т. 1. - С. 105). Часто встре­ чаемое в записях упоминание о том, что в качестве вклада выступала «шестая доля» ладьи, может навести на предположение о количестве промышленников-мореходов вмещавшемся на судно. Согласно С.В. Михайлову, ладья «двинянка» могла принять на борт от 5 до 8 человек (Михайлов С.В. Древнерусское судостроение... - С. 104). Если же исходить из данных вкладной книги, то количество промышленников, работавших на ладье, могло быть равным шести. Вне зависимости от того, какое конкретное ме­ сто занимал (третье, второе и т.п.) промышленник на ладье, при передачи вклада в монастырь, он в любом случае уступал именно шестую, т.е. крайнюю, долю на судне. 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz