Никонов, С. А. Церковно-конфессиональные культуры на Европейском Севере: "В том... и вкладная дана" - к вопросу о выявлении типических черт в выдаче вкладных грамот монастырем вкладчикам в XVI-XVII вв. : (на материале вкладной книги Кандалакшского Пречистенского Монастыря) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 125-149.
чит как предположение, может быть полностью отнесено к его сыну Дмит рию Деменину. Согласно данным переписной книги 1677-79 гг., Д И . Де- менин относился к категории бобылей Кандалакшской волости. Двор кре стьянина (возможно, это был отцовский двор) располагался на «монастыр ской стороне» волости1. Из других источников известно, что Дмитрий Де- менин был монастырским дьячком, выполнял некоторые поручения мона стырского руководства (ездил в Москву для решения спорного поземель ного вопроса, возникшего между Кандалакшским и Валаамским монасты рем в Ковде, упоминается и в переписке монастырских властей с приказ чиком Холмогорской службы старцем Иоасафом Мельцовым)2. Бобыль Кандалакшской волости Федор Иванов сын Кялмин трижды, согласно соответствующей записи, передавал вклад в монастырь. Так, вклады им были сделаны в августе 1659 г, в 1661/62 г. и в ноябре 1663 г. Только в одном из трех случаев в записи о вкладах Федора Кялмина со держится упоминание о выданной ему вкладной грамоте. Этот отмеченный грамотой вклад был сделан Федором в 1661/62 г. в Холмогорах. Вклад со стоял из 75 «оленьих постелей»3 и уступленной Федором монастырю шес той доли ладьи «двинянки»4. Переданный вклад был оценен в 76 рублей. Из этой же записи выясняется, что принял вклад приказчик монастырской Холмогорской службы старец Иоасаф Мельцов. 1Волость Кандалакша располагалась по обоим берегам реки Нива. На левом берегу ре ки находился Пречистенский монастырь, здесь же были дворы бобылей и немного численных крестьян. Основная часть крестьянского населения Кандалакши прожива ла по правому берегу Нивы. 2 Так, в письме келаря старца Савина и казначея старца Герасима (датируется июнем 1660 г.) к приказчику Холмогорской службы, среди прочего, есть и распоряжение вы дать ссуду в 3 рубля «Митки Деменину» (РГАДА. - Ф . 1434. - Оп. 1. —Д. 2. —Л. 1) Поездка казенного подьячего Дмитрия Деменина в Москву, куда он ездил вместе со старцем Панфилом, относиться к 1680/81 г. Здесь, в Челобитенном приказе и рас сматривался конфликт монастыря с Валаамским монастырем возникший из-за вопро са о владении угодьями в Ковдской волости (ОР РНБ. - Q IV. - № 364. - Л. 51об. -52). 3 «Постель» - это специально выделанная оленья шкура, использовавшаяся саамами для строительства чума, а русскими поморами в качестве своеобразного спального мешка (Меркурьев И.С. Живая речь кольских поморов. - Мурманск, 1979. - С. 121). 4 Вкл. кн. - Л. 188об.; Наименование ладьи - «двинянка», по мнению С.В. Михайлова, связано с местом строительства данного типа судов. Эти суда строились на Северной Двине и затем продавались на Кольский Север (Михайлов С.В. Древнерусское судо строение на Севере // Летопись Севера. - М.; Л., 1949. - Т. 1. - С. 105). Часто встре чаемое в записях упоминание о том, что в качестве вклада выступала «шестая доля» ладьи, может навести на предположение о количестве промышленников-мореходов вмещавшемся на судно. Согласно С.В. Михайлову, ладья «двинянка» могла принять на борт от 5 до 8 человек (Михайлов С.В. Древнерусское судостроение... - С. 104). Если же исходить из данных вкладной книги, то количество промышленников, работавших на ладье, могло быть равным шести. Вне зависимости от того, какое конкретное ме сто занимал (третье, второе и т.п.) промышленник на ладье, при передачи вклада в монастырь, он в любом случае уступал именно шестую, т.е. крайнюю, долю на судне. 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz