Никонов, С. А. Церковно-конфессиональные культуры на Европейском Севере: "В том... и вкладная дана" - к вопросу о выявлении типических черт в выдаче вкладных грамот монастырем вкладчикам в XVI-XVII вв. : (на материале вкладной книги Кандалакшского Пречистенского Монастыря) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 125-149.
ция труда волостного бобыля или казачка внешне напоминает запись о вкладах Василия и Исаака. Гак, Иван Никитин сын в 1672/73 г., согласно записи книги, «дал Панфилу (монастырский казначей. — С. Н) трудами два рубли»1. Спустя почти десять лег, феврале1684 г., во вкладной книге вновь появляется запись об Иване Никитине, давшем «Павлу (монастырский ка значей. - С.Н.) работой 2 рубли»2. Подобные примеры известны и для других вкладчиков . Записи о вкладах Нефеда, Василия и Исаака с внешней стороны сов падают с записью о вкладе Ивана Никитина сына. Различие заключается только в том, что Иван Никитин, подобно и некоторым другим вкладчикам, не получил вкладной грамоты. В этом, наверное, не было особой необхо димости, поскольку труд крестьянина, несмотря на наличие денежной оцен ки, заранее был определен как вклад. Стало ли причиной тому личное бла гочестие крестьянина решившего пожертвовать честно заработанные деньги обители, или же, вклад являлся своеобразной расплатой Ивана Никитина сына за взятую у монастыря ссуду (что более вероятно), сказать трудно. Как бы то ни было, наличие в Кандалакше в этот период (вторая по ловина XVII в.) значительного слоя экономически несамостоятельных кре стьян, а также и выработанная в монастыре практика ведения специальной документации (приходо-расходных книг), все это исключало какую бы то ни было необходимость выдавать «трудовым вкладчикам» вкладные гра моты. Сведения о труде крестьянина на монастырь первоначально, как следует думать, отмечались в приходо-расходной книге и если у работника возникало желание придать своему труду более выгодное значение (с ду ховной точки зрения), его могли квалифицировать в качестве вклада. Несколько иная ситуация с выдачей вкладных грамот предстает в трех других случаях, когда вкладчиками, снова, выступают кандалакшские крестьяне. Одним из первых, в этой группе вкладчиков, фигурирует Кандалакш ский крестьянин Иван Яковлев сын Деменин. Им трижды был сделан вклад в монастырь —в июне 1621, в 1622/23 и в 1630/31 гг. Все вклады включали в себя предметы одежды (в том числе и церковной), деньги и книгу. Только последний вклад, в соответствующей записи книги, содер жит помету о том, что крестьянин получил за него вкладную грамоту . Личность И.Я. Деменина достаточно любопытна, что дает право не сколько задержать на ней наше внимание. 11овторные вклады крестьянина в монастырь, как будто, говорят о том, что Иван Деменин был достаточно тесно связан с монастырем. То, что применительно к Ивану Деменину зву‘ Вкл. к н .-Л . 210. Там же. - Л. 221 об. 4Там же. - Л. 152-153об„ 186, 225об. - 226о6. Гам же. - Л. 114об. Там же. 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz