Никонов, С. А. Церковно-конфессиональные культуры на Европейском Севере: "В том... и вкладная дана" - к вопросу о выявлении типических черт в выдаче вкладных грамот монастырем вкладчикам в XVI-XVII вв. : (на материале вкладной книги Кандалакшского Пречистенского Монастыря) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 125-149.

ция труда волостного бобыля или казачка внешне напоминает запись о вкладах Василия и Исаака. Гак, Иван Никитин сын в 1672/73 г., согласно записи книги, «дал Панфилу (монастырский казначей. — С. Н) трудами два рубли»1. Спустя почти десять лег, феврале1684 г., во вкладной книге вновь появляется запись об Иване Никитине, давшем «Павлу (монастырский ка­ значей. - С.Н.) работой 2 рубли»2. Подобные примеры известны и для других вкладчиков . Записи о вкладах Нефеда, Василия и Исаака с внешней стороны сов­ падают с записью о вкладе Ивана Никитина сына. Различие заключается только в том, что Иван Никитин, подобно и некоторым другим вкладчикам, не получил вкладной грамоты. В этом, наверное, не было особой необхо­ димости, поскольку труд крестьянина, несмотря на наличие денежной оцен­ ки, заранее был определен как вклад. Стало ли причиной тому личное бла­ гочестие крестьянина решившего пожертвовать честно заработанные деньги обители, или же, вклад являлся своеобразной расплатой Ивана Никитина сына за взятую у монастыря ссуду (что более вероятно), сказать трудно. Как бы то ни было, наличие в Кандалакше в этот период (вторая по­ ловина XVII в.) значительного слоя экономически несамостоятельных кре­ стьян, а также и выработанная в монастыре практика ведения специальной документации (приходо-расходных книг), все это исключало какую бы то ни было необходимость выдавать «трудовым вкладчикам» вкладные гра­ моты. Сведения о труде крестьянина на монастырь первоначально, как следует думать, отмечались в приходо-расходной книге и если у работника возникало желание придать своему труду более выгодное значение (с ду­ ховной точки зрения), его могли квалифицировать в качестве вклада. Несколько иная ситуация с выдачей вкладных грамот предстает в трех других случаях, когда вкладчиками, снова, выступают кандалакшские крестьяне. Одним из первых, в этой группе вкладчиков, фигурирует Кандалакш­ ский крестьянин Иван Яковлев сын Деменин. Им трижды был сделан вклад в монастырь —в июне 1621, в 1622/23 и в 1630/31 гг. Все вклады включали в себя предметы одежды (в том числе и церковной), деньги и книгу. Только последний вклад, в соответствующей записи книги, содер­ жит помету о том, что крестьянин получил за него вкладную грамоту . Личность И.Я. Деменина достаточно любопытна, что дает право не­ сколько задержать на ней наше внимание. 11овторные вклады крестьянина в монастырь, как будто, говорят о том, что Иван Деменин был достаточно тесно связан с монастырем. То, что применительно к Ивану Деменину зву‘ Вкл. к н .-Л . 210. Там же. - Л. 221 об. 4Там же. - Л. 152-153об„ 186, 225об. - 226о6. Гам же. - Л. 114об. Там же. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz