Никонов, С. А. Церковно-конфессиональные культуры на Европейском Севере: "В том... и вкладная дана" - к вопросу о выявлении типических черт в выдаче вкладных грамот монастырем вкладчикам в XVI-XVII вв. : (на материале вкладной книги Кандалакшского Пречистенского Монастыря) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 125-149.

как равносильное, отчасти, условию о получении вкладчиком от монасты­ ря вкладной грамоты. И в том и в другом случае, запись о вкладе в книге и получение вкладной грамоты, выступало свидетельством безвозмездности (в плане материального поощрения) труда на монастырь. Попытаемся подкрепить высказанную мысль следующими сообра­ жениями. Оформление вкладной грамоты для Нефеда, Василия и Исаака, возможно, высвечивает отсутствие двух явлений в экономической жизни монастыря конца XVI столетия. Эго, во-первых, отсутствием развитой де­ лопроизводственной практики связанной с регистрацией трудовых отно­ шений в специальной документации (приходо-расходные книги) и, во- вторых, отсутствием достаточной социальной среды в волости из числа, которой могла рекрутироваться монастырем дешевая рабочая сила. Пояс­ ним. Дело в том, что о социальном и имущественном состоянии Канда­ лакшского крестьянства конца XVI в., нам мало что известно. Но, зато из­ вестно, что начиная со следующего - XVII —столетия под воздействием внутренних и внешних факторов в волости формируется значительный слой крестьянства известный как бобыли. Роль внутреннего фактора, при­ ведшего к складыванию особой группы крестьян, видимо, сыграл такой процесс как скупка монастырем у части Кандалакшского крестьянства уго­ дий, внешний фактор, состоял в том, что под воздействием миграционных процессов на Русском Севере вызванных последствиями Смутного време­ ни, в Кандалакшу стали вливаться выходцы из других волостей Поморья. Вновь прибывшие крестьяне, также, не располагая доступом к распоряже­ нию общинными угодьями, пополняли группу бобылей2. Как раз бобыли и составили для монастыря основной источник трудовой силы используемой на промыслах и в соляных варницах. Трудовые отношения монастыря и бобылей могли оформляться как через записи приходо-расходных книг (не дошедших до настоящего вре­ мени), так и через записи во вкладной книге. В последнем случае, фикса­ 1Так, согласно жалованной несудимой грамоте, Кандалакшскому монастырю царя Ми­ хаила Федоровича (20 мая 1615 г.) половина бобылей, проживавших в Кандалакш­ ской волости, была передана монастырю «въ подмогу». (Русская историческая биб­ лиотека. СПб., 1875. - Т. 11. - № 170. - Стб. 691-692). Из другой жалованной тархан­ ной грамоты царя Михаила Федоровича (11 мая 1614 г.) монастырю, сохранившейся не в подлиннике, а в пересказе описи монастырского архива, известно, что в волости находилось 40 бобыльских дворов, половина из которых и была передана «в подмо­ гу» Пречистенской обители (Архив СПб. ИИ РАН. - Колл. 115. - № 20. - JI. Зоб.). Спустя чуть более 60 лет, после выдачи монастырю жалованных грамот, по сведени­ ям переписной книги Кольского уезда Льва Секирина 1677-1679 гг., в волости было 32 бобыльских двора (РГАДА. - Ф. 1 2 0 9 .-0 п . 1 .-К н . 15056.- Л . 25-38). Краткие замечания относительно статуса бобылей Кольского Севера, в свое время были высказаны А.И. Копаневым (Копанев А.И. Неземледельческая волость в XVI— XVII вв. // Крестьянство и классовая борьба в феодальной России: Сборник статей памяти Ивана Ивановича Смирнова. - Л., 1967. - С. 189). 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz