Никонов, С. А. Церковно-конфессиональные культуры на Европейском Севере: "В том... и вкладная дана" - к вопросу о выявлении типических черт в выдаче вкладных грамот монастырем вкладчикам в XVI-XVII вв. : (на материале вкладной книги Кандалакшского Пречистенского Монастыря) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 125-149.
Все три записи о вкладах содержат сходную клаузулу о вкладных грамотах - «как он (вкладчик. - С.Н.) пять лет отживет и нам ему вкладная дати в десяти рублех»1. Обращает на себя внимание оценка грамоты в де нежном эквиваленте. Во всех других случаях упоминания вкладных фамот с подобной оценкой мы не сталкиваемся. Чем можно объяснить внимание составителя записей к денежной стороне вкладной фамоты? Безусловно, свой отпечаток в данной ситуации накладывала сама практика монастырей давать денежную оценку любому (если, конечно, это не были сами деньги) поступавшему в монастырскую казну вкладу2. Но, в рассматриваемых слу чаях, полагаю, будет справедливо говорить о том, что вкладная фамота вы ступала своеобразным свидетельством безвозмездности ф у д а крестьянина. Присутствует в рассмафиваемых ситуациях, возможно, и скрытая воля самих вкладчиков получить документ от монастыря. Дело в том, что подобных примеров, о которых шла речь выше, когда фудовой вклад ра ботника в записи о вкладе получает денежную оценку, во вкладной книге достаточно много. Приведем некоторые из них. В одной такой записи, не имеющей точной датировки, а относящейся ко времени деятельности игу мена Питирима3, мы всфечаем следующее - «жил Михалка (в мона стыре. — С.Н.) швец четыре году. За вклад четыре рубли»4. Еще один слу чай. В апреле 1594 г. на монастырь трудился и некий Константин Васильев сын «девять лет и ему зачкли за те ф у ды на год по рублю за вклад»5. В приведенных примерах присутствует тот же алгоритм оформление записи и вкладе: определенный срок трудового вклада получает свою оценку в денежном эквиваленте за каждый год. Правда, в ряде записей та кого рода встречается уточнение о том, что ф у д вкладчика будет помечен, или уже помечен, во вкладную книгу. К примеру, в августе 1591 г. на мона стырь закончил ф уди ться «чеботной мастер» Антон Иванов сын, чьей рабо той монахи пользовались в течение пяти лет. Труд мастера был оценен в де сять рублей и, как отмечалось в записи, этот вклад «в книги есмя пометили» . Сходная история с оформлением вкладной записи связана и с «порт ным мастером» Третьяком Тимофеевым сыном. Поступив на работу в мо настырь в сентябре 1591 г., «портной мастер» получил от монастыря обя зательства в том, что его «фудовой вклад» старцы будут «писати в книги за вклад по рублю»7. Специальное условие отмечать вклад в книгах можно рассматривать Вкл. кн. - J1. 26. Савич А.А. Вклады и вкладчики в северно-русских монастырях XV—XVII вв. - Пермь, 3 I9 2 9 .-C . 72. Время игуменства Питирима по данным вкладной книги приходиться на следующие 4 годы - 1572/73, 1576/77-1586/87 гг. s Вкл. кн. - Л. боб. Там же. - Л . 41. 7Там же. - Л . 31об. Там же. -Л .3 2 о б . 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz