Никонов, С. А. Церковно-конфессиональные культуры на Европейском Севере: "В том... и вкладная дана" - к вопросу о выявлении типических черт в выдаче вкладных грамот монастырем вкладчикам в XVI-XVII вв. : (на материале вкладной книги Кандалакшского Пречистенского Монастыря) // Живущие на Севере: опыт и прогнозы / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2008. – С. 125-149.
«трудовых вкладах» в книге за вторую половину XVI в. Ни в одной из них, мы так же не встретим уточнений относительно места вложения труда в монастырское дело. Отсутствие всех подобных уточняющих пояснений о «месте» и «ви де» выполняемых работ Нефедом, Василием и Исааком, как будто, дает основания предполагать, что их «труд» был использован старцами в самой Кандалакше, а не за ее пределами. Три следующих случая с вкладчиками из числа кандалакшских кре стьян, могут быть проверены данными других источников. Здесь, в качест ве вкладчиков Пречистенской обители выступают - Иван Яковлев сын Де- менин, Федор Иванов сын Кялмин и Иван Федоров сын Кудрин. Прямые и косвенные сведения об этих крестьянах можно найти в переписной книге Кольского уезда 1677-1679 гт.1Федор Кялмин, кроме того, упоминается в деловой переписке монастырских властей с приказчиком Холмогорской монастырской службы Иоасафом Мельцовым. Теперь постараемся определить ту ситуацию, которая служила при чиной выдачи вкладной грамоты монастырем кандалакшским крестьянам. В первых трех случаях, напомним, крестьяне в качестве вклада в монастырь передавали свой труд. Так, Василий Григорьев сын условился трудиться в монастыре «на пять лет» получая от монастыря «по два рубля на год»2. В том же 1591/92 г. другой крестьянин Исаак Васильев сын так же поступил «тружатис» в монастырь на пятилетний срок. Вкладная запись Исаака Васильева сына примечательна тем, что содержит обязательство крестьянина, данное монастырю. Было ли оно заявлено в устной форме или когда-то, до того момента как эта запись была переписана во вкладную книгу, являлась собственноручной распиской крестьянина, сказать трудно. В обязательстве Исааком оговаривались сроки работы на монастырь - «А учап яз жити (в монастыре. - С.Н.) от Вознесенева дни 100-го году. И мне жити до товож Вознесенева дни 104-го году»3. Труд Исаак Васильева сына, как и предыдущего крестьянина, был оценен в 10 рублей. Ранее двух названных крестьян на монастырь трудился и некий Не- фед Стефанов сын. Как явствует из записи к 1591/92 г., он уже закончил свой пятилетний срок работы на Пречистенскую обитель. После чего, Не- фед вновь давал обязательство трудиться следующие, после 1591/92 г., пять лет на монастырь. Так, в записи мы читаем —«тружаетца другую пять лет и ему дати вкладная в десяти рублех —от Петрова дни да до Петрова дни» . Вкладная грамота, таким образом, причиталась Нефеду Стефанову сыну за повторный трудовой вклад. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). - Ф. 1209 - Оп. I. - Кн. 15056. 2 Вкл. кн. - Л. 38об. 3Там же. - Л. 48об. 4Там же. - Л. 26. 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz