Никонов, С. А. Промысловые становища монастырей Поморья на Мурманском берегу в XVI-XVII вв. : проблемы локализации // Живущие на Севере : альманах / Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2012. – Вып. 2. – С. 58-64.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ПРОМЫСЛОВЫЕ СТАНОВИЩА МОНАСТЫРЕЙ ПОМОРЬЯ НА МУРМАНСКОМ БЕРЕГУ В ХѴІ-ХѴІІ ВВ.: ПРОБЛЕМЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ* С.А. Никонов В настоящей статье представлены некоторые результаты исследования вопроса о про­ мысле монастырей Поморья на Мурмане. Данная проблема только получает свое освещение в специальной научной литературе1, и мы, разумеется, не претендуя на подведение неких итогов, хотели бы показать лишь одну из сторон в изучении этой большой проблемы. Если быть более конкретным, то представить, насколько это возможно, максимально полные данные обо всех монастырях, которые в изучаемый период вели промысел на Мурмане, а также и отобразить в географических координатах те места (становища) служившие для них базами промысла. Заяв­ ленная проблема для нас ненова и уже выступала объектом исследования в целом ряде предше­ ствующих публикаций2. В настоящее время нам известно об участии в промысле на Мурмане следующих мона­ стырей: Важский уезд - Спасский Сестринский монастырь; Двинский уезд - Антониев- Сийский, Михайло-Архангельский, Николо-Корельский, Пертоминский Спасо-Преображен- ский, Соловецкий, Спасо-Новоприлуцкий (Козьеручьевский) монастыри и Холмогорский ар­ хиерейский дом; Каргопольский уезд - Крестный Онежский монастырь; Кольский уезд - Кан­ далакшский Пречистенский монастырь, Кольский Петропавловский и Кольский Печенгский монастыри. Безусловно, о мурманском промысле целого ряда из перечисленных в списке мона­ стырей уже давно известно в историографии3. Деятельность же других духовных организаций на Мурмане, из представленного перечня, только начинает изучаться4. Ниже, мы представим имеющиеся у нас данные о монастырских становищах, группируя их по тем уездам, к которым были «привязаны» в административном отношении духовные ор­ ганизации. В скобках нами специально будет указываться, к какому побережью - восточному или западному - Мурманского берега относилось то или иное монастырское становище5. А. Важскийуезд. В начале второй четверти XVIII в. участником промысла на Мурманском берегу был один из малых монастырей уезда Спасский Сестринский. Промысловые артели мо­ настыря, в частности, фиксирует такой уникальный источник по истории промысла как «Ведо­ мость» собранных пошлин с промышленных судов Мурманского берега с 1706 по 1729 гг.6Со­ гласно данных ведомости монастырь производил промысел на становище Барышиха (восточ­ ный Мурман) местонахождением которого была одноименная губа к востоку от устья р. Рынды7. Б. Двинский уезд. Одним из наиболее ранних участников промысла на Мурманском бе­ регу был Николо-Корельский монастырь, известный здесь с середины XVI в. Этот монастырь, по всей вероятности, не располагал собственным становищем на побережье в течение долгого времени. Писцовая книга Кольского уезда письма Алая Михалкова (1608-1611 гг.) среди дан­ ных о промысловых становищах Мурманского берега не содержит никаких сведений о хозяйст­ венных владениях Никольского монастыря. И только в 1680 г., спустя более чем столетие после начала хозяйственной деятельности на побережье Баренцева моря, монастырем было приобре­ тено становище на Лицких о-вах (восточный Мурман). Чуть позже, начиная с XVIII в. мона­ стырь производит промысел на становище Шубино - Шубинская губа Баренцева моря при впа­ дении в р. Рынду (восточный Мурман)8. Соловецким монастырем, одним из самых крупных духовных феодалов Поморья, про­ мысел на Мурмане производился, по меньшей мере, с начала XVII в. и продолжал вестись и в XIX столетии. Промысловая активность монастыря на Мурмане не была даже остановлена та­ ким заметным событием в его истории и в истории России в целом, как «соловецкое сидение» 1667-1676 гг. - периодом обороны монастыря от правительственных войск, вынуждавших его силой принять реформу патриарха Никона9. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz