Никонов, С. А. Промысловые становища монастырей Поморья на Мурманском берегу в XVI-XVII вв. : проблемы локализации // Живущие на Севере : альманах / Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2012. – Вып. 2. – С. 58-64.

С. 27-34; «Море - наше поле»: Количественные данные о рыбных промыслах Белого и Баренцева морей, XVII - начала XX в. / Под общей ред. Ю.А. Лайус, Д.Л. Лайус. - СПб., 2010. - С. 125-132. 2 Никонов С.А. Участие Крестного Онежского монастыря в Мурманском рыбном промысле во второй половине XVII - первой половине XVIII вв. (ГІо материалам монастырских приходо-расходных книг) // VI Ушаковские чтения: Сборник научных статей / Отв. ред. А.В. Воронин. - Мурманск, 2010; Он же. Промысловые становища Кандалакшского Пречистенского монастыря на Мурманском берегу во второй половине XVI - первой трети XVIII века // Ученые записки ПетрГУ. - № 7 (112). - Ноябрь, 2010; Он же. «Караульные росписи» монастырских промысловых становищ Мурманского берега XVIII в. как исторический источник // VII Ушаковские чтения: Сборник научных статей / Науч. ред. Ю.П. Бардилева, Е.Л. Крикун, С.А. Никонов. - Мурманск, 2011. 3 Наиболее освещенной на сегодняшний день является хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря на Мурмане. См.: Савич А.А. Соловецкая вотчина в ХѴ-ХѴІІ вв. - Пермь, 1927. - С. 89-90, 93, 204-205; Крайковский А.В. Промысел трески и палтуса на о. Кильдин в ХѴІІІ-ХХ вв. // Ушаковские чтения: Материалы I научно-практической межрегиональной краеведческой конференции. - Мурманск, 2004. - С. 65-71; «Море - наше поле»: Количественные данные о рыбных промыслах Белого и Баренцева морей, XVII - начала XX в. - С. 130-132. 4 Так, нами был исследован вопрос об участии в мурманском промысле Кандалакшского Пречистенского монастыря. См.: Никонов С.А. Промысловые становища Кандалакшского Пречистенского монастыря на Мурманском берегу во второй половине XVI - первой трети XVIII века // Ученые записки ПетрГУ. - № 7 (112). Ноябрь, 2010. - Серия: Общественные и гуманитарные науки. - С. 16—21; Он же. Кандалакшский монастырь в ХѴІ-ХѴІІІ веках: исследования и материалы. - Мурманск, 2011. - Часть I: Очерки истории. - С. 202-216. 5 Мурманским берегом в XVI - начале XX вв. называлась прибрежная полоса Кольского п-ова, тянущаяся по берегу Баренцева моря от Варангер-фьорда на западе до м. Св. Нос, на востоке. Территориально Мурманский берег делился на две части - Мурманский конец (тянулся к западу от Кольского залива до Варангер-фьорда) и Русский конец (тянулся к востоку от Кольского залива, вплоть до р. Йоканьги). (См.: Географический словарь Кольского полуострова (ГСКГІ). - Л., 1939. - Т. I. - С. 65.) 6 Государственный архив Архангельской области (ГААО). - Ф. 1. - On. 1. - Д. 149. Этому уникальному источнику мы собираемся посвятить специальное исследование. 7 ГААО .-Ф . 1. - On. 1. - Д. 1 4 9 .-Л . 208об., 257об.;ГСКП .-Т . I . - С . 17. 8 Никонов С.А. «Караульные росписи» монастырских промысловых становищ Мурманского берега XVIII в. как исторический источник. - С. 234. 9 Чумичева О.В. Соловецкое восстание 1667-1676 годов. - М., 2009. - С. 136-137. 10 Выписка из писцовой книги Алая Михалкова 116^ 117, 119 гг. (далее - Писцовая книга 1608-1611 гг. ) // Хару- зин Н.Н. Русские лопари (Очерки прошлого и современного быта). - М., 1890. - Приложение 2-е,- С. 428^129. 11 Савич А.А. Соловецкая вотчина. - С. 90; Писцовая книга 1608-1611 гг. - С. 429. 12 ГСКП .-Т . I . - С . 44. 13 Крайковский А.В. Промысел трески и палтуса на о. Кильдин в ХѴІІІ-ХХ вв. - С. 67; Никонов С.А. «Караульные росписи» монастырских промысловых становищ Мурманского берега XVIII в. как исторический источник. - С. 243. 14 Никонов С.А. «Караульные росписи» монастырских промысловых становищ Мурманского берега XVIII в. как исторический источник. - С. 235, 237, 243-244. 15 Там же. - С . 235. 16 Сборник материалов по истории Кольского полуострова ХѴІ-ХѴІІ веков (СМИКП). - Л., 1930. - № 64, 65. - С. 107-109. 17 СМИКП. - № 67. - С . 111. 18 Архив Санкт-Петербургского института истории РАН. - Ф. 5. - Он. 1. - Д. 80. - Л. 12; Д. 86. - Л. 11об.—12; Д. 87. - Л. 5об., 8об.; Д. 96. - Л. 4об„ боб., 9об. 19 В частности, сохранились две «караульные росписи» на становище Шельпино Антониево-Сийского монастыря 1741 и 1742 гг. (См.: Российский государственный архив древних актов. - Ф. 1196.-О п. 2 . - Д . 1018, 1023.) 20 ГСКП. -Т . I. - Л ., 1939. - С . 111. 21 Соответствующего указа о пожаловании архиерейского дома промысловыми становищами на Мурмане нами встречено не было. Но, на этот указ ссылается в своей челобитной (1694 г.), содержавшей просьбу об отводе к становищам окрестных земель, первый холмогорский архиепископ Афанасий (Любимов). (См.: Российский государственный архив древних актов. - Ф. 159. - Оп. 3. - Д. 4454. - Л. 1.) Одно из первых свидетельств источников об участии Холмогорского архиерейского дома в промысле на Мурманском берегу относится к 1685 г. (См.: Верюжский В.М. Афанасий архиепископ Холмогорский, его жизнь и труды в связи с Холмогорской епархией за первые 20 лет ее существования и вообще русской церкви в конце XVII века. - СПб., 1908. - С. 280.) 22 Никонов С.А. «Караульные росписи» монастырских промысловых становищ Мурманского берега XVIII в. как исторический источник. - С. 236. 23 ГААО .-Ф . З І .- О п . 3 . - Д . 2 2 7 .- Л . 14. 24 Там ж е .-Ф . 5 7 .-О п . 2 . - Д . 224. - Л . 1-2. 25 Там же. - Ф . І . - О п . 1 .- Д . 149. - Л. 257, 258об. 26 Никонов С.А. Участие Крестного Онежского монастыря в Мурманском рыбном промысле во второй половине XVII - первой половине XVIII вв. (По материалам монастырских приходо-расходных книг). - С. 205. 27 Там же. 28 Сборник грамот Коллегии экономии. - Л., 1929. - Т. II. - № 136. - Стб. 438. 29 ГСКП. -Т . I. - С. 98. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz