Никонов, С. А. Промысловые становища монастырей Поморья на Мурманском берегу в XVI-XVII вв. : проблемы локализации // Живущие на Севере : альманах / Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2012. – Вып. 2. – С. 58-64.

По данным писцовой книги Алая Михалкова Соловецкому монастырю на Мурмане при­ надлежало становище Лавышево на п-ове Рыбачьем (западный Мурман)10. Спустя несколько десятилетий, в 1665 г. тем же монастырем было приобретено у коль- ских стрельцов становище Климково - одно из старейших на восточном побережье Мурмана, известного писцовой книге 1608-1611 гг.1 Местонахождением становища была одноименная губа - Климкова - расположенная напротив западной оконечности о-ва Малый Олений (восточ­ ный Мурман)12. С последней четверти XVII в. основным местом ведения промысла для монастыря ста­ новится о-в Кильдин. Монастырское становище было одним из самых крупных на побережье, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что здесь в 1754 г. была поставлена часовня - первое православное культовое сооружение на Мурманском берегу13. Промысел Соловецким монастырем производился и на Йоканьгских о-вах (восточный Мурман)14. Видимо период владения этим становищем для монастыря не был очень долгим. В известных нам источниках середины - второй половины XVIII в., детально отражающих орга­ низацию промысла Соловецкого монастыря на Мурмане, нет ни малейшего намека на сущест­ вование йоканьгского становища. Здесь же, насколько нам известно, в разные десятилетия XVII в. вели свой промысел Антониев-Сийский, Воскресенский Истринский и Крестный Онежский монастыри15. Антониев-Сийский монастырь в качестве участника Мурманского промысла источникам известен со второй половины XVII р. По материалам актовых документов начала 1670-х гг. вы­ ясняется, что базой промысловой деятельности монастыря на побережье Баренцева моря были Семь о-вов (восточный Мурман)16. Само становище находилось в Кобылинской губе о-ва Лиц- кого - одного из семи о-вов одноименной группы о-вов17. Кобылинское становище упоминается и в материалах хозяйственной документации - приходо-расходных книгах «лодейных отпусков» монастыря для периода 1680-1690-х гг.18 Со второй четверти XVIII в. Антониево-Сийским монастырем производится промысел на становище Шельпино19, получившим название по одноименной губе на побережье Баренцева моря расположенной к востоку от р. Вороньей (восточный Мурман)20. Одним из последних духовных феодалов Поморья включившимся в мурманский промысел в конце XVII в. стал Холмогорский архиерейский дом. Если прочие участники про­ мысла - монастыри Двинского и других уездов Поморья - приобретали становища самостоя­ тельно, то владычному дому промысловые владения были пожалованы. Не позднее 1685 г. ар­ хиерейскому дому царским распоряжением были пожалованы губа Веселкина и р. Порчниха с прилегающей к ним территорией2 . Здесь, стояли два промысловых становища. Промысловые владения архиерейского дома в начале XVIII в. были расширены за счет приписки к нему угодий и владений (в том числе и на Мурманском берегу) Кольского Печенг- ского монастыря. Местом нахождения основного владычного становища - Веселкиной губы - был район близ о-ва Большой Олений (восточный Мурман)22. На становище Холмогорского архиерейского дома Веселкиной губе производили про­ мысел и приписанные к нему Спасо-Новоприлуцкий (Козьеручьевский) и Михайло-Архангель- ский монастыри. Ранее, это становище принадлежало первому из двух названных монастырей. Достаточно сказать, что в одной из сохранившихся архиерейских приходо-расходных книг (1710 г.) соответствующая статья об отправке промышленников на Мурманский берег носит характерное наименование: «Отпуск промышленых людей в домовой мурманской промысл в Спаское Новоприлуцкое становище в Виселкину губу»23. Михайло-Архангельский монастырь также не был «новичком» в промысле на Мурман­ ском берегу. Достаточно сказать, что монастырю 9 января 1682 г. царем Федором Алексеевичем была выдана жалованная грамота, освобождавшая духовную организацию от уплаты «десятой рыбы» и прочих пошлин с добытой на промысле рыбы24. В первой четверти XVIII в. основной промысловой базой монастыря, помимо архиерейского становища Веселкина губа, выступало становище Шельпино25. В. Каргополъский уезд. О начале промысловой деятельности на Мурмане Крестного Онежского монастыря - детища патриарха Никона - мы имеем достаточно точные сведения. Не позднее 1659-1660 гг. монастырем было приобретено становище Гаврилово (восточный Мур- 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz