Никонов, С. А. Комплекс варзужских актов XVI в. Антониево-Сийского монастыря // Живущие на Севере : альманах / Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2010. – Вып. 1. – С. 124-138.

ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ КОМПЛЕКС ВАРЗУЖСКИХ АКТОВ XVI В. АНТОНИЕВО -СИЙСКОГО МОНАСТЫРЯ* С.А. Никонов Одно из старейших русских селений Кольского п-ова - Варзуга - уже с конца XV в. ста­ ло объектом стяжаний крупных монастырских корпораций Севера и Центра России. Богатый рыбный промысел (семги) и добыча жемчуга - вот что привлекало духовных феодалов на Крайний Север Московского государства. К концу XVI в. здесь хозяйствовали четыре крупных монастыря страны - Соловецкий, Николо-Корельский, Антониев-Сийский и Троице-Сергиев1. История монастырского освоения Варзуги в историографии изучена явно недостаточно. В специальных работах до недавнего времени представлялась лишь общая динамика развития монастырского хозяйства в волости Терского берега и его влияние на благосостояние крестьян­ ского населения2. Только в последнее время в исследовательской литературе стали встречаться попытки представить историческую конкретику хозяйственной деятельности отдельных мона­ стырей (Троице-Сергиева) в Варзуге в XVI-XVII вв.3 Нам хотелось бы продолжить начатую в историографии тенденцию и обратиться к сюже­ ту «пограничного» свойства, находящегося на грани истории и источниковедения. В архиве ин­ ститута истории РАН (С.-Петербург) в фонде Антониево-Сийского монастыря отложился значи­ тельный комплекс актовых источников XVI в., представленных преимущественно купчими и дан­ ными грамоты варзужских крестьян на свои угодья. Документы, безусловно, способны раскрыть процесс хозяйственного проникновения двинского монастыря в русское селение Терского берега. Антониев-Сийский монастырь, основанный около 1520 г. св. Антонием неподолеку от р. Сия (притока Сев. Двины)4, в XVI-XVII вв. являлся крупнейшим вотчинником Двинского уезда. По количеству зависимых от монастыря крестьян и принадлежавших владений Сийский монастырь на Двине уступал только Соловецкой обители5. Владения монастыря выходили за пределы континентальной части уезда. На Кольском п-ове монастырь освоился не только в двух волостях Терского берега - Умбе и Варзуге - но и вел свое хозяйство на р. Поной, а также зани­ мался добычей рыбы (трески и пикши) на Мурманском берегу6. Точное время проникновения монастыря в волость Варзугу пока установить сложно. Первое, из сохранившихся на настоящее время, писцовых описаний Варзуги составленное двинскими писцами Я. Романовым и Н. Пятуниным в 1563 г., уже знает монастырь в качестве одного из владельцев луковых угодий в волости. На тот момент монастырю здесь принадлежало 6,5 луков угодий7 Количество угодий сохранялось стабильным еще в течение десятилетия. По данным нового описания волости, проведенного в 1575 г. писцами В. Агалиным и С. Соболе­ вым, за монастырем числились все те же 6,5 луков8. И только со второй половины 1570-х гг. писцовые материалы фиксируют возрастание монастырских владений в Варзуге. Так, уже по данным писцовой книги Двинского уезда 1578 г. писца А. Толстого за монастырем в Варзуге числилось 14 и «пол-полтрети» (2,25) лука угодий9. Следующее описание уезда проведенное писцом кн. В. Звенигородского в 1586-1587 гг. отмечает за Сийским монастырем 45 «с полутре- тью» (2,5) луков угодий10. Из общего числа угодий жалованной грамотой Ивана Грозного были «обелены» (т.е. освобождено от уплаты денежных и натуральных податей) 14 и «пол-полтрети» (2,25) лука". Позже, этот льготный статус был подтвержден и новым царем Федором Иванови­ чем, правда уже не бессрочно, а на 10 лет (с 1 сентября 1594 г. по 1 сентября 1604 г.)12. Рост общего числа владений монастыря видимо совпал и с созданием хозяйственного комплекса в волости. Так, помимо подворья известного писцовой книге 1575 г., монастырю в Варзуге принадлежали - амбар и келья13. Достигнутые к концу XVI столетия размеры вотчинных владений монастыря в Варзуге сохранялись неизменными и в начале следующего - XVII - века. Писцовая книга Двинского уезда М. Вельяминова 1627 г. знает все те же 45 луков угодий за монастырем14. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz