Никонов, С. А. Комплекс варзужских актов XVI в. Антониево-Сийского монастыря // Живущие на Севере : альманах / Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2010. – Вып. 1. – С. 124-138.
жится приписка, согласно которой старец Феодосий угодья «отдал вкладом в дом Живоначаль- ныя Троици Сийскаго монастыря старцу Исаи 89-го (1581 г. - С.Н.) октября в 14 день»62. Запись о вкладе была оформлена двинянином Ю.И. Никулиным. Таким образом, приобретенные угодья старцем Феодосием после их перепродажи Сийскому монастырю были переоформлены вкладом. Экономическое и социальное положение варзужских крестьян продавцов и дарителей угодий Сийскому монастырю, более всего зримо для 1580-х гг. Используя наблюдения А.И. Ко- панева относительно экономического расслоения в волости в XVI в., можно разделить извест ных нам крестьян на три категории, в зависимости от имеющихся в их распоряжении луковых угодий: крупных, средних и мелких вотчинников63. Первая категория представлена только одним именем - Иваном Семеновым сыном Марьиным. В 1580/81 и в июле 1581 г. крестьянин продал монастырю в общей сложности 6 лу ков угодий64. И.С. Марьин известен сотной грамоте 1563 г. в качестве владельца 7,75 луков уго дий65. К следующей писцовой описи Варзуги - 1575 г. - состояние крестьянина возросло вдвое и составило 15 луков угодий66. Небольшое владение имела и внучка крестьянина Марьица Пав лова дочь, равное 3 лукам угодий67. Один из луков, как указано в источнике, принадлежал кре стьянке по купчей деда. С 1580-х гг. крестьянин избавляется от части накопленных за жизнь угодий как через продажу (в случае с Антониевым-Сийским монастырем), так и через безвоз мездную передачу духовным феодалам (Троице-Сергиев монастырь)68. Учитывая две грамоты Сийскому монастырю, размер отчужденных на сторону владений составил 11 луков угодий, что составило более половины вотчины. Столь стремительное отчуждение угодий, по всей видимо сти, объяснимо возрастом крестьянина, оказавшимся неспособным справляться с большим хо зяйством. Категория средних вотчинников также представлена одним именем - Фомой Микули- ным сыном Соляниковым. По купчей грамоте (октябрь 1583 г.) крестьянин продал сийскому старцу Исаку 2 лука угодий69. Источникам известны предки и ближайшие родственники Фомы Соляникова. Так, самому раннему сохранившемуся писцовому описанию Варзуги знаком отец Фомы Микула Соляник (Соляников). Микулу можно отнести к группе крестьян средней степе ни зажиточности Варзуги, свидетельством чему выступают 8 луков угодий принадлежавших крестьянину70. Следующее писцовое описание уже не упоминает среди живущих крестьян Ми кулу Соляникова, зато знает его родственников, возможно, сыновей - Афоньку и Митьку Соля- никовых. Каждый из двух крестьян владел равным количеством луков - 5 луками угодий71. Ин тересующий нас Фома Соляников не встречается ни среди луковладельцев ни среди дворовла- дельцев известных писцовой книге 1575 г. Возможно в это время крестьянин в силу возраста или каких-то иных причин еще не обзавелся собственной вотчинной или не был допущен к распоряжению угодьями. Начиная же с 1582 г. Фома Соляников продает различным духовным корпорациям хозяйствовавшим в Варзуге (Соловецкий, Троице-Сергиев и Антониево-Сийский монастыри) свои угодья. В общей сложности крестьянином было продано 5 луков угодий72. В эти же годы луковые владения Троице-Сергиевому монастырю продает и брат рас сматриваемого крестьянина Гаврило Соляников. Общая численность проданных Никитой уго дий составила 4 лука73. Наконец третья группа крестьян вступавших в хозяйственные взаимоотношения с Сий- ским монастырем может быть представлена как мелкие вотчинники. Один из представителей этой группы, крестьянин Гаврило Филиппов сын Кошка в октябре 1581 г. совместно с женой Пелагей Васильевой дочерью продал 1 лук угодий сийскому старцу Исаку74. Экономическое положение этого крестьянина может быть охарактеризовано не просто как мелкого вотчинника, но и беднейшего представителя Варзуги. И в самом деле, по данным писцовой книги 1575 г. 75 Гаврило Кошка даже не был луковладельцем, ему всего-навсего принадлежал двор в волости . Но и позже, в начале 1580-х гг., когда как мы уже знаем крестьянин продал 1 лук угодий мона стырю, его хозяйственная доля не стала более завидной. Об этом красноречиво свидетельствует купчая грамота известного нам Никиты Соляникова на 3 лука угодий проданных Троице- Сергиеву монастырю. Не являясь единоличным собственником, крестьянин выступал в качест ве совладельца угодий наряду с Г. Кошкой и П. Комаровым76. С последним крестьянином, при шло время познакомиться немного поближе... Крестьянин Петр Кузьмин сын Комаров в июне 1582 г. продал Антониеву монастырю 2 лука угодий77. Спустя три месяца в октябре 1582 г. крестьянином была составлена и «отпись» 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz