Никонов, С. А. Комплекс варзужских актов XVI в. Антониево-Сийского монастыря // Живущие на Севере : альманах / Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2010. – Вып. 1. – С. 124-138.

жится приписка, согласно которой старец Феодосий угодья «отдал вкладом в дом Живоначаль- ныя Троици Сийскаго монастыря старцу Исаи 89-го (1581 г. - С.Н.) октября в 14 день»62. Запись о вкладе была оформлена двинянином Ю.И. Никулиным. Таким образом, приобретенные угодья старцем Феодосием после их перепродажи Сийскому монастырю были переоформлены вкладом. Экономическое и социальное положение варзужских крестьян продавцов и дарителей угодий Сийскому монастырю, более всего зримо для 1580-х гг. Используя наблюдения А.И. Ко- панева относительно экономического расслоения в волости в XVI в., можно разделить извест­ ных нам крестьян на три категории, в зависимости от имеющихся в их распоряжении луковых угодий: крупных, средних и мелких вотчинников63. Первая категория представлена только одним именем - Иваном Семеновым сыном Марьиным. В 1580/81 и в июле 1581 г. крестьянин продал монастырю в общей сложности 6 лу­ ков угодий64. И.С. Марьин известен сотной грамоте 1563 г. в качестве владельца 7,75 луков уго­ дий65. К следующей писцовой описи Варзуги - 1575 г. - состояние крестьянина возросло вдвое и составило 15 луков угодий66. Небольшое владение имела и внучка крестьянина Марьица Пав­ лова дочь, равное 3 лукам угодий67. Один из луков, как указано в источнике, принадлежал кре­ стьянке по купчей деда. С 1580-х гг. крестьянин избавляется от части накопленных за жизнь угодий как через продажу (в случае с Антониевым-Сийским монастырем), так и через безвоз­ мездную передачу духовным феодалам (Троице-Сергиев монастырь)68. Учитывая две грамоты Сийскому монастырю, размер отчужденных на сторону владений составил 11 луков угодий, что составило более половины вотчины. Столь стремительное отчуждение угодий, по всей видимо­ сти, объяснимо возрастом крестьянина, оказавшимся неспособным справляться с большим хо­ зяйством. Категория средних вотчинников также представлена одним именем - Фомой Микули- ным сыном Соляниковым. По купчей грамоте (октябрь 1583 г.) крестьянин продал сийскому старцу Исаку 2 лука угодий69. Источникам известны предки и ближайшие родственники Фомы Соляникова. Так, самому раннему сохранившемуся писцовому описанию Варзуги знаком отец Фомы Микула Соляник (Соляников). Микулу можно отнести к группе крестьян средней степе­ ни зажиточности Варзуги, свидетельством чему выступают 8 луков угодий принадлежавших крестьянину70. Следующее писцовое описание уже не упоминает среди живущих крестьян Ми­ кулу Соляникова, зато знает его родственников, возможно, сыновей - Афоньку и Митьку Соля- никовых. Каждый из двух крестьян владел равным количеством луков - 5 луками угодий71. Ин­ тересующий нас Фома Соляников не встречается ни среди луковладельцев ни среди дворовла- дельцев известных писцовой книге 1575 г. Возможно в это время крестьянин в силу возраста или каких-то иных причин еще не обзавелся собственной вотчинной или не был допущен к распоряжению угодьями. Начиная же с 1582 г. Фома Соляников продает различным духовным корпорациям хозяйствовавшим в Варзуге (Соловецкий, Троице-Сергиев и Антониево-Сийский монастыри) свои угодья. В общей сложности крестьянином было продано 5 луков угодий72. В эти же годы луковые владения Троице-Сергиевому монастырю продает и брат рас­ сматриваемого крестьянина Гаврило Соляников. Общая численность проданных Никитой уго­ дий составила 4 лука73. Наконец третья группа крестьян вступавших в хозяйственные взаимоотношения с Сий- ским монастырем может быть представлена как мелкие вотчинники. Один из представителей этой группы, крестьянин Гаврило Филиппов сын Кошка в октябре 1581 г. совместно с женой Пелагей Васильевой дочерью продал 1 лук угодий сийскому старцу Исаку74. Экономическое положение этого крестьянина может быть охарактеризовано не просто как мелкого вотчинника, но и беднейшего представителя Варзуги. И в самом деле, по данным писцовой книги 1575 г. 75 Гаврило Кошка даже не был луковладельцем, ему всего-навсего принадлежал двор в волости . Но и позже, в начале 1580-х гг., когда как мы уже знаем крестьянин продал 1 лук угодий мона­ стырю, его хозяйственная доля не стала более завидной. Об этом красноречиво свидетельствует купчая грамота известного нам Никиты Соляникова на 3 лука угодий проданных Троице- Сергиеву монастырю. Не являясь единоличным собственником, крестьянин выступал в качест­ ве совладельца угодий наряду с Г. Кошкой и П. Комаровым76. С последним крестьянином, при­ шло время познакомиться немного поближе... Крестьянин Петр Кузьмин сын Комаров в июне 1582 г. продал Антониеву монастырю 2 лука угодий77. Спустя три месяца в октябре 1582 г. крестьянином была составлена и «отпись» 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz