Никонов, С. А. Комплекс варзужских актов XVI в. Антониево-Сийского монастыря // Живущие на Севере : альманах / Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2010. – Вып. 1. – С. 124-138.
Грамота упоминает и брата Д.Г. Кайсарова Леонтия Шевяка. Согласно купчей угодья были завещаны Дементию по духовной братом («А те пол-лука приказал мне брат мой Лево- нтей Шевяк, да и в духовную введена брата моего Левонтья»), Л. Шевяк упоминается в сотной грамоте 1563 г., в качестве владельца 3 луков угодий, принадлежавших ему совместно с пасын ком Захаркой42. Разные фамилии братьев, возможно, свидетельствуют о том, что Григорий Кайсаров и Леонтий Шевяк были сводными, а не родными братьями. Таврило Федоров не прослеживается по известным нам источникам. Так же неизвестен материалам писцового дела и другим актовым источникам М.Ф. Квашнин. Следующая из известных нам купчих грамот фиксирует сделку между Козьмой Ивано вым сыном Юкшеевым и Семеном Моисеевым сыном Бажениным: первый из двух варзужских крестьян продал второму 3 лука промысловых угодий. К.И. Юкшеев, достаточно хорошо знаком актовым источника 1570-х - 1580-х гг. Этот крестьянин в течение ряда лет служил дьячком при одной из волостных приходских церквей - Успения Богородицы. Фигурирует К.Юкшеев в актах и как представитель Варзуги отстаивающий перед «сильными мира сего» волостные интере сы43. Материальное положение К. Юкшеева, известное нам по сохранившимся актам, позволяет судить о нем как о вполне состоятельном человеке. При этом, источники фиксируют тенденцию к росту материального благополучия крестьянина. Так, сотная грамота 1575 г. знает за К. Юк шеевым 6 луков угодий44. Но, уже в декабре 1581 г. крестьянин продает Троице-Сергиевому мо настырю 10 луков45. Чуть ранее лук угодий К. Юкшеев продал варзужскому крестьянину Пер вому Иванову46. Возможно, распродажа крестьянином угодий была связана с его намерением пересе литься из Варзуги на новое местожительство. Косвенно подтверждает это предположение и «данная» крестьянина на двор (двор находился в совместном владении с братом Никитой) пере данный Троице-Сергиевому монастырю в конце декабря 1581 г.47 Крестьянские акты сохранились и в списках. Самым ранним актом выступает купчая Калины Иванова сына Истомы Ужа датируемая сентябрем 1558 г., а самый поздний 1571/72 г. Дадим краткую характеристику этим источникам. В первом случае - купчая грамота К.И. Истомы Ужа - объектом сделки выступает лук угодий, проданный Павлу Прокофьеву сыну48. Как становится известным из документа, ранее эти угодья Калина Гаврилов сын купил у Семена Вумчикромы и его пасынка Степана Ульянова сына. Выявить по известным источникам всех лиц упоминаемых в купчей грамоте достаточно сложно. Сотная грамота 1563 г. знает некоего Калину Иванова, в качестве одного из дворовла- дельцев Варзуги, но при этом не имевшего луковых угодий49. Если К. Иванов сын сотной гра моты тождественен К. Истоме Ужу, то следует признать, что крестьянин в 1558 г. продал если не все свои владения, то значительную их часть. Второй по времени документ - 1571/72 г. - представлен купчей составленной Гурием Дементьевым сыном Башмаковым и фиксирующим продажу 0,5 лука угодий Козьме Гаврилову сыну50. Г.Д. Башмаков известен ряду актовых источников как в качестве участника сделок по купле-продаже угодий в крестьянской среде Варзуги, так и в качестве продавца угодий Соло вецкому монастырю51. Купчая Г.Д. Башмакова содержит и клаузулу, допускающую возврат проданных угодий в собственность рода. Также как и в ранее рассмотренном случае с грамотой У. Сергеевой дочери и внучки Пелагеи, родственники пожелавшие вернуть угодья обратно должны были возместить новому владельцу сумму, ранее затраченную им на приобретение угодий. Можно предполагать, что все крестьянские акты, оказавшиеся в архиве Антониева- Сийского монастыря, поступили от новых владельцев как свидетельство окончательного пере хода луков в собственность духовной корпорации. Но, к сожалению, по сохранившимся акто вым источникам (за одним исключением) не удается выявить всю цепочку перехода промысло вых угодий, тянущуюся от крестьянина к крестьянину и уже затем ведущую к монастырю. Исключение, о котором шла речь, касается случая с продажей луковых угодий К.И. Юк шеевым С.М. Баженину. В марте 1581 г. С.М. Баженин приобретенные ранее угодья продал Ан- тониеву-Сийскому монастырю52. Последняя сделка была произведена с выгодой для крестьяни на: если первоначально промысловые угодья были куплены у К.И. Юкшеева за 3 руб., то продал их Гаврило Баженин монастырю уже за 6 руб. (в 2 раза дороже). 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz