Никонов, С. А. Комплекс варзужских актов XVI в. Антониево-Сийского монастыря // Живущие на Севере : альманах / Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2010. – Вып. 1. – С. 124-138.
Несколько комментариев к приведенной схеме формуляра первой группы актовых ис точников. Во-первых, далеко не во всех случаях в актах встречается клаузула оговаривающая правовые основания владения крестьянином угодьями - по завещанию или через покупку ранее у другого крестьянина. Только в двух случаях мы встречаемся с подобным упоминанием: в пер вом, упомянута духовная грамота по которой крестьянин Д.Г. Кайсаров получил пол-лука уго дий от своего брата J1. Шевяка (Шевякова), во втором, крестьянин Калина Гаврилов сын про давший лук угодий Павлу Прокофьеву сыну, ранее его купил у крестьян Семена Вумчикромы и Степана Ульянова сын. В подавляющем же большинстве случаев правовым основанием владе ния луком, выступает факт вложенного крестьянином труда в освоение промыслового угодья. Это отображено в актах трафаретными формулами: «куде коса ходила и топор». Во-вторых, из 7 рассматриваемых грамот, только в трех есть клаузула, воспрещающая родственникам вступаться во владельческие права уже проданного угодья. Две из трех грамот содержат поименный перечень лиц, не считая безличного указания на «родников», которые не должны были посягать на проданные угодья. В этот перечень попали как близкие родственники (дочери), так и боковая родня (дяди и племянники). При этом, введение в грамоту клаузулы ог раничивающей право родового выкупа не устраняло самой возможности его использования. Так, в купчей грамоте варзужских крестьянок Ульяны Сергеевой дочери и Пелагеи, имелась оговорка допускавшая (несмотря на запрет!) выкуп проданных угодий за сумму аналогичную (10 руб.) их стоимости. Отсутствие в других документах специальных указаний на право родового выкупа, как можно думать, отнюдь не свидетельствовало о том, что продавец и покупатель вообще отрица ли возможность действия этого право на совершаемую сделку. Самая ранняя из комплекса рас сматриваемых грамот купчая К.И. Девятого, на обороте содержит недатированную запись, сде ланную уже после смерти крестьянина. Согласно записи сыновья крестьянина - Самсон и Тав рило Кузмины дети - «подернили», т.е. подтвердили право владения, проданным ранее угодьем новому владельцу. Несколько замечаний необходимо сделать и о порядке оформления документов. Грамо ты, фиксирующие переход луковых угодий внутри Варзуги, как правило, составлялись местны ми дьячками. Дьяки в двух ранних документах определяются как «волостные», а в поздних уже четко соотносятся с тем или иным приходским храмом18. Не касаясь специально вопроса о вар- зужском приходе, заметим, что, по всей видимости, «волосные» и приходские дьяки не состав ляли двух особых градаций «бюрократического аппарата» волости. Один и тот же дьяк в раз ных документах определяется то как «волостной», то как приходской19. Все дьяки рассматри ваемой группы документов, известны актовым источникам и писцовым материалам Варзуги середины - второй половины XVI в. Наконец одна из семи грамот составлена самим владельцем - крестьянином К.И. Юк- шеевым, - который, впрочем, для 1570-х гг. известен в качестве дьяка волостной церкви Успе ния Богородицы. Три ранние грамоты не имеют точной датировкой. Составители ограничились только указанием года совершения сделки с угодьями. Структура второй группы сийских актов, фиксирующих переход луков к монастырю, может быть представлена следующим образом: I. Invocatio - Се яз, N, или N +N; II. Inscriptio, notification - а) Продал есми Живоначальные Троицы Антониевы пустыни Сийскаго монастыря игумену (вар. - Живоначальные Троицы Антоньева монастыря Сийского; Троицы Сийскаго монастыря; Живоначальные Троицы Антоневы пустыни; Троицкому игумену Сейскаго монастыря; Живоначальние Троици Сийского монастыря) а-лука угодья своего (вар. - угодья; рыбные ловли а-лука) в Варзуской волосте (вар. - в Варзуге реке) промеж волощаны варзужаны (вар. - промеж волощаны; промежи варзускими жильцы); б) [формула очерчиваю щая содержание понятия лук]; в) и везде без вывета, куде коса ходила и топор (вар. - всюду...; во всем без вывета и впрок без выкупа; чем яз сам владел во всем без вывету); III. Narratio, disposition - а) А взял есми на том своем а-луки [у игумена; у старца] 6-рублев денег московским числом (вар. - монастырских казенных денег; казенных денег Сий ского монастыря); б) а продал есми то свое угодие (вар. - згодие) в век без выкупа; в) А то у ме ня а-лука (вар. - згодие, угодие) ни продано ни заложено никому; 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz