Никонов, С. А. Комплекс варзужских актов XVI в. Антониево-Сийского монастыря // Живущие на Севере : альманах / Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2010. – Вып. 1. – С. 124-138.
подтверждавшая отвод проданных ранее луков монастырю . Насколько практика составления такого рода отписей была распространенной пока сказать трудно. Если же касаться этого случая то отметим, что отпись юридически закрепляло отчуждение крестьянского луков в состав мона стырских владений. Касаясь хозяйственного положения крестьянина, отметим, что по данным писцовой книги 1575 г. за П. Комаровым числилось 5 луков угодий79. Как мы уже знаем, крестьянин был и совладельцем 3 луков угодий совместно с крестьянами Н. Соляниковым и П. Кошкой. Наконец последний из этой группы крестьян крестьянин Таврило Павлова сын Созон- цов. В ноябре 1582 г. крестьянином был продан монастырю лук угодий80. Месяцем ранее со вершенной сделки, Таврило Созонцов продал и лук угодий Соловецкой обители81. Представить экономическое положение Г. Созонцова в предшествующее время позволяют материалы ряда источников. Данные писцовых книг приоткрывают историю двух поколений крестьян Созонцо- вых. Так, в писцовой книге 1563 г. известны братья Павлик и Гридька Созоновы дети, владев шие совместно 4 луками угодий и не имевшие собственного двора82. Экономическое положение сыновей Павла Созонова поправилось: писцовая книга 1575 г. за Гаврилкой, Данилкой и Гри шей Созоновыми насчитывает 6 луков угодий83. При этом, подобно отцу, братья не располагали собственным двором. Возможно, проданные Гаврилой Созонцовым (Созоновым) 2 лука угодий представляли собой своеобразный выдел из тех 6 луков, коими распоряжались братья Созоновы сообща раньше. Завершив рассматривать галерею варзужских крестьян вступавших в хозяйственные взаимоотношения с Антониво-Сийским монастырем, попытаемся сделать ряд обобщений. Во- первых, основную группу крестьян вступавшую в хозяйственные взаимоотношения с монасты рем составляли крестьяне мелкого и среднего достатка. Возможно, это является отражением экономического кризиса волости 1570-х гг. Персональный состав крестьян вступавших в иму щественные взаимоотношения с монастырями (Соловецким и Антониевым) как можно судить по имеющимся источникам, выглядит стабильным. Так, из 10 крестьян рассмотренной нами группы 6 известны в качестве вкладчиков и продавцов угодий другим монастырям (Троице- Сергиеву и Соловецкому). Последующее изучение актовых источников, еще не введенных в научный оборот, надеемся, позволит расширить круг этих крестьян и более детально предста вить их хозяйственное положение. Во-вторых, основным методом стяжаний угодий в Варзуге для Антониева монастыря стала скупка крестьянских угодий. Об этом красноречиво свидетельствует соотношение групп актовых источников монастыря (табл. 4). При этом, как было показано, сделка купли-продажи угодий могла быть переоформлена (буквально в тот же день) в акт их безвозмездной передачи монастырю. Мотивы подобного переоформления сделки, к сожалению, актовые источники не раскрывают. В-третьих, группа сийских актов «внутриобщинного» движения луков позволяет рас крыть родственные связи отдельных крестьян, более четко представить генеалогию крестьян ских родов, а также выявить черты обычного права (родовой выкуп угодий) действовавшего в Варзуге. Разумеется, далеко не весь пласт информации скрытой в рассматриваемых источниках, получил отражение в настоящей работе. Так, вовсе без внимания остались вопросы, связанные с организацией труда на промыслах и деятельностью артельных объединений (пятины, четвер ти и трети) в Варзуге. Между тем, определенные сведения в сийских актах относительно ука занных проблем содержатся. Оправданием нашего невнимания к названным вопросам может служить только то, что они требуют специального исследования возможного только при исполь зовании всего имеющегося источникового материала. В рамках же одной статьи осветить эти вопросы, как впрочем, и ряд других, не представляется возможным. Наша же цель была более скромной - ознакомить читателя с источниками, остававшимися до недавнего времени не вос требованными. 78 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz