Никонов, С. А. Варзужский лук в XVI в. // VIII Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2011 г.] : к 90-летию со дня рождения профессора И. Ф. Ушакова / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2012. – С. 142-155.
ториографии, оказалась выведенной из-под крестьянского контроля. Это от носилось к трем тоням, закрепленным за Соловецким монастырем1, а также и к группе прибрежных морских и речных тоней (29 тоней), тянувшихся от р. Каменки до р. Пялицы: если первоначально последняя группа тоней на ходилась в распоряжении двинян, то с середины 1570-х гг. рыболовные угодья перешли в совместное владение крестьян Варзуги и действовавших здесь монастырей . Незначительное место в хозяйственной жизни Варзуги занимало крестьянское солеварение3. Хотелось бы обратить внимание на то, что в Варзуге, в отличие от ряда других поморских волостей Кольского Севера, не существовало т.н. категории «оброчных земель». Природа и статус этой категории земель черных волостей Русского Севера относятся к разряду дискуссионных во просов историографии4. Применительно к поморским волостям Канда- 1 Тони - Каменная, Кашкаранский наволок и Точильный ручей (Сб. ГКЭ. Т. 1. № 165. Стб. 171; СМИКП. № 6. С. 38). Согласно документальной традиции, эти тони были пожалованы монастырю в 1469/70 г. Марфой Борецкой (Грамоты Великого Новго рода и Пскова (ГВНП). М.; Л., 1949. № 219. С. 242-243). При этом, как видно из суд ного списка конфликтного дела между Соловецким монастырем и Варзужской воло стью 1608 г., монахи рассматривали себя вправе распоряжаться не только ранее по жалованными тонями, но и землями к ним примыкающими, в частности сенными покосами. Самостоятельно, без ведома крестьян, монастырь производил здесь и «на резку» новых тоней, число которых к 1608 г. достигло 5 (включая 3 «старые» тони). Посягательства монастыря на волостные покосы и «нарезка» новых тоней вызвали сопротивление со стороны части варзужского крестьянства («Чтоб впредь мы в их насильстве в убытке и в обиде не были». Соловецкий иск XVII века / Публ. Т. Со ловьевой // Источник. Документы русской истории. 1997. № 4 (29). С. 4-13). " В качестве владельцев этих 29 тоней двиняне зафиксированы в «сотной» 1563 г. (Сб. ГКЭ. Т. I. № 165. Стб. 171-172). Более поздняя «сотная» 1575 г. владельцами этих прибрежных морских тоней, помимо самих крестьян, называет и духовных феодалов Поморья: Соловецкий, Антониево-Сийский и Николо-Корельский мона стыри (СМИКП. № 6. С. 37-38). Эти угодья не позднее января 1582 г. (дата выдачи царской грамоты «с прочетом» на Двину) попытался закрепить за собой Троице- Сергиев монастырь, столкнувшийся в этом намерении с сопротивлением крестьян и тех монастырей, которые ранее Троицкого обосновались в Варзуге. Совместными усилиями была пресечена попытка создания еще одного (помимо Соловецкого) хо зяйственного анклава на территории волости. Любопытно, что среди промышляв ших на этих тонях монастырей, ранее уже известных в качестве варзужских вотчин ников, были и два местных - кольских - монастыря: Троицкий Печенгский и Петро- з павловский Кольский (Сб. ГКЭ. Т. I. № 255. Стб. 246-247). Так, в «сотной» грамоте Варзужской волости 1563 г. писцами были зафиксированы две соляные варницы, стоявшие на р. Сальнице - одна и на Тетринском наволоке - вторая. Первая находилась в совместном владении группы варзужских крестьян, а вторая числилась за старцем Николо-Корельского монастыря. Обе варницы на мо- t мент переписи волости были «в пусте» (Сб. ГКЭ. Т. I. № 165. Стб. 171). Анализ историографии вопроса см.: Демчук Г.В. Земельный строй в Двинском уезде в XVII веке. Екатеринбург, 2002. С. 195-229. 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz