Никонов, С. А. "Караульные росписи" монастырских промысловых становищ Мурманского берега XVIII в. как исторический источник // VII Ушаковские чтения, [Мурманск, 11-13 марта 2010 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2011. – С. 223-247.
что сама практика «приема» и «отвода» становищ существовала значитель но ранее сохранившихся в настоящее время архимандричьих инструкций. Заключаемый договор найма караульщиков, на что уже обращалось внимание, содержал в себе обязательства, взятыми на себя лопарями и ус ловия оплаты труда. В качестве видов заработной платы выступали деньги, или натуральные продукты и предметы промысла или же и то и другое сразу. Любопытно отметить, что условной единицей служившей основой для начисления оплаты труда в 2 «росписях» (1716, 1754 гг.) Холмогорско го архиерейского дома, выступало промысловое судно1. Размер оплаты труда фиксируется в «росписях» Холмогорского ар хиерейского дома и в двух «росписях» Соловецкого монастыря". Во всех случаях, источник поясняет, что при передаче становища под караул, всту павшие на службу караульщики получали деньги «сполна». При этом, «практика караулов» Кильдинского становища знала и другую традицию: выплаты денег караульщиком уже по окончании срока караула, т.е. в начале нового промыслового сезона. Такая практика зафик сирована как в инструкциях выдаваемым приказчикам промысла3, так и в расходных «реэстрах», имевшихся у приказчиков и содержавших сведения о общих расходах на период ведения промыслов4. Суммы, предназначенные для оплаты караула, могли содержаться и в других документах монастырского Мурманского промысла, тем самым «минуя» «караульную запись». Так, сведения о суммах, затраченных на караул стана заносились в расходную часть приходо-расходных книг Мурманского промысла Крестного монастыря5. Санкции, предполагавшиеся за частичную утрату сдаваемого под ка 1 Архив СПб.ИИ РАН. - Ф. 255. - Оп. 2. - Д. 7. - Л. 2; Д. 22. - Л. 1 об. Нельзя не отме тить распространенность подобной практики. В приходо-расходных книгах Мурман ского промысла Крестного монастыря так же встречаются упоминания о подобной форме начисления оплаты труда караульщиков. (Приходо-расходная денежная книга лодейного приказчика старца Феодосия. 1673 г. 22 мая. // ОР РНБ. - Ф. 1283. - № 5. - Л. 4 об.; Приходо-расходные книги Мурманского промысла приказного ло дейного старца Селевкия. 1663 г. 23 мая. // Там же. - № 15. - Л. 8.) 2 «Росписи» Йоканьгского (1712 г.) и Кильдинского (1754 г.) становищ. 3 Инструкция архимандрита Соловецкого монастыря Геннадия слуге Тихону Онееву. 1754 г. // РГАДА. - Ф. 1201. - Оп. 5. - Д. 3015. - Л. 8 об. 4 Это относилось к уплате различных пошлин с судов и промышленников в Кольском остроге, прогонным деньгам выдаваемым приказчику на проезд от Сумского посада до Колы и т.п. (Там же. - Л. 3 об.) 5 Так, согласно приходо-расходной книге мурманского приказчика старца Феодосия караульщики - кольский стрелец Петр Федоров «с товарищи» - получили в 1675 г. за свою работу 40 алт. (ОР РНБ. - Ф. 1283. - № 27. - Л. 5-5 об.). В начале XVIII в. плата за караул по данным источников могла составлять 1 руб. 6 алт. 4 ден. (приходо расходная книга Мурманского промысла лодейного монаха Никона 1709 г.) и чуть ниже - 40 алт. (приходо-расходная книга Мурманского промысла старца приказного лодейного старца Феодосия). (РГАДА. - Ф . 119 5.-О п. 1 .-Д . 888.- Л . 5; Д. 781. - Л. 6.) 241
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz