Никонов, С. А. "Караульные росписи" монастырских промысловых становищ Мурманского берега XVIII в. как исторический источник // VII Ушаковские чтения, [Мурманск, 11-13 марта 2010 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2011. – С. 223-247.

горского дома заметна и родственная преемственность в исполнении должности, идущая от брата к брату или от отца к сыну1. Найм караульщиков производился представителями монастырской ад­ министрации на Мурмане, ведавшей организацией промысла. Заключение договора найма, присутствующего в документе, и составление самой «рос­ писи» приурочивалось ко времени окончания промыслового сезона. Оконча­ ние промысла на Мурмане, следуя рассматриваемым источникам, относи­ лось либо ко второй половине августа либо же к первой половине сентября. Составлявшаяся приказчиком «роспись», как следует думать, заби­ ралась руководителем промысла с собой и в следующем году, в начале промыслового сезона, служила документальной основой для «отвода», т.е. передачи, стана из-под караула. При приеме («отводе») стана составлялся еще один документ - «приемная роспись» - служивший подтверждением для монастырских властей полной сохранности, или наоборот, частичной утраты чего-либо, мурманского стана и его имущества. Одна такая «при­ емная» роспись, составленная в апреле 1755 г. сохранилась в подборке до­ кументов Мурманского промысла архиерейского дома. Более разработанной практика «приема» и передачи становища под караул была в Соловецком монастыре. Согласно специальным инструкци­ ям, составляемым от имени архимандрита монастыря, для приказчиков мурманского промысла, прием Кильдинского становища должен был про­ изводиться в присутствии всех промышленников. Приказчик, имея при се­ бе «караульную роспись» сверял наличествующие предметы промысла и продукты с данными документа2. По окончании промыслового сезона при­ казчик проводил описание становища при караульщиках3. Следует полагать, что это описание составляло «черновик» будущей «караульной росписи». Инструкции, о которых идет речь, относятся уже к более позднему вре­ мени - середина XVIII в. - нежели чем рассматриваемые нами ранние «ка­ раульные росписи» становищ Соловецкого монастыря. И все же, вероятно, разу упоминаются родственники (возможно, отец и сын) лопари Ловозерского погос­ та Петр (1748 г.) и Михаил (1752 г.) Галкины. 1 «Росписям» Холмогорского архиерейского дома в качестве караульщиков известны два брата Яким Логинов (1745 г.) и Степан Логинов (1754 г.), а также и сын Якима Петр Якимов сын Логинов (1755 г.). При этом, одному более раннему источнику (1714 г.) в качестве караульщика оставленного на становище для присмотра архие­ рейским сыном боярским Михаилом Александровым, известен и некий «лопин» Л о­ гин Кондратьев сын - возможный отец Якима и Степана Логиновых. (Архив СПб. ИИ РАН. - Ф. 255. - Оп. 2. - Д. 4. - Л. 10.) Караульщиками были и отец и сын Пел- кины - Осип (1745 г.) и Яков Осипов сын (1754, 1755 гг.). 2 Инструкция архимандрита Соловецкого монастыря Досифея слуге Ивану Собакину. 03.1762 г. // РГАДА. - Ф. 1201. - Оп. 5. - Д. 3144. - Л. 39 об. ' 3 Инструкция архимандрита Соловецкого монастыря Геннадия слуге Тихону Онееву. 1754 г. // Там же. - Д. 3015. - Л. 13 об. - 14; Инструкция архимандрита Соловецкого монастыря Досифея слуге Ивану Собакину. 03.1762 г. // Там же. - Д. 3144. - Л. 44. 240

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz