Никонов, С. А. "Караульные росписи" монастырских промысловых становищ Мурманского берега XVIII в. как исторический источник // VII Ушаковские чтения, [Мурманск, 11-13 марта 2010 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2011. – С. 223-247.
составе разнообразных хозяйственных материалов монастыря по Мурман ском промыслу за 1754 г., оформленных в самостоятельное архивное де ло1. Все материалы этого дела связаны с именем приказчика мурманского промысла Тихона Онеева. Наконец, известная нам «роспись» Крестного монастыря, в настоящее время представляет собой единичный документ, составленный в 1753 г.2 Формуляр «караульных росписей» различных духовных организаций типологически близок друг другу и включает в себя следующие элементы: 1. Начальный протокол, содержащий указание на дату вступления в караул, имена караульщиков и имя приказчика от которого стан переходил под караул. Последний элемент формуляра (имя приказчика) не всегда присутствует в рассматриваемых «росписях». Так, в двух «росписях» Хол могорского архиерейского дома (1754, 1755 гг.) имена приказчиков выне сены в заключительную часть документа; 2. Основной текст, содержащий описание жилых и хозяйственных строений стана, а также хранящихся в становище продуктов, промысловых снастей и судов. Продуктовые и промышленные «запасы» становища, для каждого из трех участников промысла, описываются в определенной по следовательности выглядевшей следующим образом: сведения о продук товых запасах (соли, муки, круп), сведения о видах снастей используемых в промысле, сведения о посуде используемой как в промысловых целях (например, котлы, предназначенные для варки сала), так и в повседневном быту для приготовления пищи. В эту же часть «росписей» включены и сведения об иконах находившихся в станах3. При этом ранние «росписи» Соловецкого монастыря имели одну особенность: в документ вносились ные права (финансовые и владельческие) монастыря на промыслы и угодья. 2. Пере чень заемных кабал взятых с крестьян Кольского уезда. 3. Списки с «караульных за писей» и с «отгонной судовой росписки» (роспись промысловых снастей, продуктов и предметов перевезенных с Йоканьгского становища на Кильдинское). 4. Списки с заемных кабал взятых со стрельцов Кольского острога. (РГАДА. - Ф. 1201. - On. 1. - Д. 831.- Л . 1-21 об.) 1 РГАДА. - Ф . 1 2 0 1 ,- Оп. 5. - Д . 3014. 2 Там же. - Ф. 1195. - Оп. 4. - Д. 201. 3 Набор икон для станов трех духовных организаций был незначителен (3 иконы) и включал как распространенные иконописные образы, так и изображения духовных покровителей каждой корпорации. Так, в амбаре стана Веселкина губа (Холмогор ский архиерейский дом) хранились иконы Спаса, Богоматери и св. Зосимы и Савва- тия Соловецких; в жилой части Шубина становища (Николо-Корельский монастырь) иконы Спаса, Богоматери и Николы Чудотворца; на Кильдине в становище Соловец кого монастыря хранились иконы: Спас в Деисусе и образ Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. По более поздней «росписи» 1754 г. известна и икона св. Фи липпа митрополита Московского. На Иоканьгском становище в амбаре хранились иконы Божия милосердия и образ Казанской Богоматери; в амбаре Гаврилова стано вища (Крестный монастырь) иконы Воскресения Христова, Вседержителя и Живо творящего Креста. 238
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz