Никонов, С. А. "Караульные росписи" монастырских промысловых становищ Мурманского берега XVIII в. как исторический источник // VII Ушаковские чтения, [Мурманск, 11-13 марта 2010 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2011. – С. 223-247.

нашего внимания попали выявленные в ходе архивных разысканий «роспи­ си» четырех духовных корпораций Поморья, принимавших участие в про­ мысле на Мурмане в ХѴІ-ХѴІІІ вв.: Николо-Корельский, Соловецкий и Крестный Онежский монастыри, а также Холмогорский архиерейский дом1. Первый, из перечисленных монастырей, известен в качестве участ­ ника Мурманского промысла с 50-х гг. XVI в.2 Основной промысловой ба­ зой монастыря в XVIII в. было становище Шубино, располагавшееся на островах Шубинской губы впадающей в устье р. Рында3. Крупным участником промысла на Мурмане был и Соловецкий мо­ настырь. Первые известия об участии монастыря в промысле относятся к началу XVII в. Так, писцовая книга Алая Михалкова сообщает, что на ста­ новище Лавышево среди прочих жилых и промысловых строений принад­ лежавших крестьянам Поморья и старцам Кандалакшского монастыря, стояла и изба Соловецкого монастыря4. Для второй половины XVII в. участие монастыря в Мурманском промысле становится уже более заметным по известным нам источникам. В частности, в 1666 г. монастырю была выдана первая царская жалованная грамота (от 30.06), освобождавшая духовного феодала от уплаты «десятой рыбы» с добытой трески и палтуса на Мурманском побережье5. Позднее это постановление подтверждалось в 1671/72 и в 1696/97 гг.6 Соловецкий монастырь имел и свое подворье в Кольском остроге7. Положение на Мурманском берегу Соловецкого монастыря было за­ 1 Неучтенными остались «караульные росписи» Антониево-Сийского монастыря, хра­ нящиеся в фонде монастыря (ф. 1196) в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), и ставшие нам известными уже после завершения настоящей работы. Краткие сведения об этом источнике приводятся в приложении к монографии М.Г. Кучинского. (См.: Кучинский М.Г.Саами Кольского уезда в ХѴІ-ХѴІІІ веках. Модель социальной структуры. - Kautokeino, 2008. - С. 223.) 2 Шаскольский И.П.О возникновении города Кола // Исторические записки. - М., 1961. - Т. 71. - С. 247. - Прим. 2; Ушаков И.Ф. История Кольского Севера с древ­ нейших времен до 1917 года: Д и с .... д-ра ист. наук. - Мурманск, 1978. - С. 148. 3 Географический словарь Кольского полуострова. (ГСКП). - Т. I. - Л., 1939. - С. 111. 4 Харузин Н.Н. Русские лопари: Очерки прошлого и современного быта. - М., 1890. - Приложение 2-е. - Выписка из писцовой книги Алая Михалкова 116, 117, 119 гг. (далее - Писцовая книга 1608-1611 гг.). - С. 427. 5 Акты исторические. - Т . I V ,- СПб., 1 8 4 2 .-№ 188.- С . 358-360. Грамота упоминается в перечне монастырских документов имеющих отношение к промыслам обители на Кольском п-ове, составленном в 1712 г. (РГАДА. - Ф . 1201.-О п . 1 .-Д . 8 3 1 , - Л. 2а об.) 6 РГА Д А .-Ф . 1201.- О п . 1 .- Д . 8 31 .- Л . 2а о б .- 3 , 4 . 7 Так, в середине 1660-х гг. в Коле решением посадского мира монастырю было пере­ дано «дворовое место» ранее принадлежавшее голландскому купцу Ивану Носко. «Приговор» посадских людей был закреплен царской указной грамотой (от 03.1667 г.) отправленной кольскому воеводе Ивану Эверлакову. (Дополнения к актам историче­ ским. - Т. V. - СПб., 1853. - № 37. - С. 174-175.) Кольское подворье монастыря упо­ минается и в переписной книге Кольского уезда 1677/78 гг. (Архив СПб. ИИ РАН. - Ф. 10. - О п . З . - Д . 5 2 9 .- Л . 5.) 234

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz