Никонов, С. А. "Караульные росписи" монастырских промысловых становищ Мурманского берега XVIII в. как исторический источник // VII Ушаковские чтения, [Мурманск, 11-13 марта 2010 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2011. – С. 223-247.
Подведем итоги. «Караульные росписи» безусловно содержат важ ные, хотя и отрывочные, обусловленные степенью сохранности источни ков, сведения о материальном состоянии станов Мурмана в XVIII в. Как можно видеть, структура станов принадлежавших четырем духовным кор порациям в целом сходна. Центром становища являлся стан с примыкав шими к нему сенями и поварней, на территории стана стояло несколько хозяйственных амбаров, скея и баня. «Росписи» Холмогорского архиерей ского дома фиксируют определенный упадок материального состояния стана к середине XVIII в., свидетельством чему являлась обветшалость ос новных строений жилого и хозяйственного комплекса. Незатронутым нами остался вопрос о предметах промысла, исполь зовавшихся монастырскими работниками при добыче рыбы на Мурмане. Безусловно, этот вопрос требует своего самостоятельного изучения. «Росписи», что хотелось бы подчеркнуть, не являются исключитель ным источником, фиксирующим материальное состояние стана. Ранее уже обращалось внимание на опись владений Холмогорского архиерейского дома на Мурманском берегу, составленную в 1704 г. Подобные описи, как можно думать, составлялись и в случае с другими участниками промысла на Мурмане из числа духовных корпораций, чье имущество отписывалось в начале XVIII в. в казну1. Одну из таких описей относящуюся к Канда лакшскому Пречистенскому монастырю удалось обнаружить в фондах Российского государственного исторического архива. Документ (в архив ном деле представленный копией, а не подлинником) был составлен в 1704 г. архиерейским сыном боярским М.И. Окуловым2. Соотнесение разновременных описей имущества и сопоставление содержащейся в них информации позволит в будущем более конкретно представить тот материальный потенциал, которым обладали духовные корпорации Поморья на Мурмане. лом море (ХѴ-ХѴІІ вв.) // Труды Отдела древнерусской литературы. - СПб., 2001. - Т. LII. - С. 645-656). Правда и в житии Трифона Печенгского агиограф подчеркива ет, что к святому обращались «на сусе и на мори в бедах и в потоплении» («Книга жития Трифона Печенгского» со службой // Калугин В.В. Указ. соч. - Приложение первое. - С. 205). Два чуда жития Трифона содержат мотив спасения монастырских ладей на море во время шторма заступничеством святого. (Там же. - С. 219-222.) 1 В начале XVIII в. властью была проведена временная секуляризация церковных зе мель и угодий. Подробнее об этом см.: Булыгин И.А. Монастырские крестьяне Рос сии в первой четверти XVIII в. - М., 1977. - С. 74-103. 2 Никонов С.А.Промысловые становища Кандалакшского Пречистенского монастыря на Мурманском берегу во второй половине XVI - первой трети XVIII вв. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - № 7 (112). - Ноябрь. 2010. - Сер. Общественные и гуманитарные науки. - С. 20. 247
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz