Никонов, С. А. "Караульные росписи" монастырских промысловых становищ Мурманского берега XVIII в. как исторический источник // VII Ушаковские чтения, [Мурманск, 11-13 марта 2010 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2011. – С. 223-247.

Подведем итоги. «Караульные росписи» безусловно содержат важ­ ные, хотя и отрывочные, обусловленные степенью сохранности источни­ ков, сведения о материальном состоянии станов Мурмана в XVIII в. Как можно видеть, структура станов принадлежавших четырем духовным кор­ порациям в целом сходна. Центром становища являлся стан с примыкав­ шими к нему сенями и поварней, на территории стана стояло несколько хозяйственных амбаров, скея и баня. «Росписи» Холмогорского архиерей­ ского дома фиксируют определенный упадок материального состояния стана к середине XVIII в., свидетельством чему являлась обветшалость ос­ новных строений жилого и хозяйственного комплекса. Незатронутым нами остался вопрос о предметах промысла, исполь­ зовавшихся монастырскими работниками при добыче рыбы на Мурмане. Безусловно, этот вопрос требует своего самостоятельного изучения. «Росписи», что хотелось бы подчеркнуть, не являются исключитель­ ным источником, фиксирующим материальное состояние стана. Ранее уже обращалось внимание на опись владений Холмогорского архиерейского дома на Мурманском берегу, составленную в 1704 г. Подобные описи, как можно думать, составлялись и в случае с другими участниками промысла на Мурмане из числа духовных корпораций, чье имущество отписывалось в начале XVIII в. в казну1. Одну из таких описей относящуюся к Канда­ лакшскому Пречистенскому монастырю удалось обнаружить в фондах Российского государственного исторического архива. Документ (в архив­ ном деле представленный копией, а не подлинником) был составлен в 1704 г. архиерейским сыном боярским М.И. Окуловым2. Соотнесение разновременных описей имущества и сопоставление содержащейся в них информации позволит в будущем более конкретно представить тот материальный потенциал, которым обладали духовные корпорации Поморья на Мурмане. лом море (ХѴ-ХѴІІ вв.) // Труды Отдела древнерусской литературы. - СПб., 2001. - Т. LII. - С. 645-656). Правда и в житии Трифона Печенгского агиограф подчеркива­ ет, что к святому обращались «на сусе и на мори в бедах и в потоплении» («Книга жития Трифона Печенгского» со службой // Калугин В.В. Указ. соч. - Приложение первое. - С. 205). Два чуда жития Трифона содержат мотив спасения монастырских ладей на море во время шторма заступничеством святого. (Там же. - С. 219-222.) 1 В начале XVIII в. властью была проведена временная секуляризация церковных зе­ мель и угодий. Подробнее об этом см.: Булыгин И.А. Монастырские крестьяне Рос­ сии в первой четверти XVIII в. - М., 1977. - С. 74-103. 2 Никонов С.А.Промысловые становища Кандалакшского Пречистенского монастыря на Мурманском берегу во второй половине XVI - первой трети XVIII вв. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - № 7 (112). - Ноябрь. 2010. - Сер. Общественные и гуманитарные науки. - С. 20. 247

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz