Никонов, С. А. "Караульные росписи" монастырских промысловых становищ Мурманского берега XVIII в. как исторический источник // VII Ушаковские чтения, [Мурманск, 11-13 марта 2010 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2011. – С. 223-247.
ек, так и просто любопытные исторические свидетельства. Так, в «роспи си» архиерейского дома 1755 г. упоминается «новой стан» (изба) приве зенный в разобранном виде в Веселкину губу1. По всей видимости, этот стан должен был послужить заменой обветшавшему жилому стану постро енному еще в конце XVII в. В «караульной росписи» Николо-Корельского монастыря 1748 г. есть свидетельство о перестановке стана с сенями и поварней «с окладов» (фундамента)2 на новое место. Здесь же, упоминаются «новые» и «старые» бревна «осталых от избной постройки»3. Следовательно, незадолго до со ставления «росписи» центральное строение становища Шубино - стан - было перестроено и перенесено на новое место. Любопытным историческим свидетельством «приемной росписи» Холмогорского архиерейского дома, составленной по прибытии на промы сел архиерейского приказчика сына боярского Ивана Сахаровского, явля ется упоминание названия ладьи доставившей в Веселкину губу запасы продуктов и промысловые снасти. Основная часть документа была состав лена в апреле 1755 г., а интересующие нас сведения содержались в при писке к нему, датируемые июлем того же года. По принятой традиции в качестве названий судов выбирались имена святых или наименования цер ковных праздников почитаемых в той или иной духовной корпорации. Итак, интересующее нас судно носило несколько непривычное, для совре менного звучания, название - «Санкт-Трифан Печеньской»4. Если не за острять внимания на странном, не совсем органично подстроенным под западный (латинизированный) манер именовании святого Кольской земли («санкт»), а принять во внимание историю складывания культа Трифона Печенгского на рубеже ХѴІІ-ХѴІІІ вв., то наименование ладьи может от крыть небезынтересные подробности. В специальных работах посвящен ных истории традиции жития кольского святого, отмечалась особая роль холмогорского архиепископа Афанасия в утверждении культа преп. Три фона в Троицком Печенгском монастыре5. Как видим, почитание Печенг ского чудотворца было закреплено и на таком бытовом уровне как исполь зование его имени в названии мореходного судна. Немаловажным пред ставляется и то, что святой Трифон почти неизвестен в качестве покрови теля мореходов и мореходного дела6. 1 Архив СПб. ИИ РАН. - Ф. 255. - Оп. 2. - Д. 37. - Л. 1 об. 2 Словарь промысловой лексики Северной Руси XV-XVI1 вв. - Вып. 2 (К-О). - СПб., 2005.- С . 305. 3 ГААО .-Ф . 191.- О п . 1 .- Д . 2 336.- Л . 3. 4 Архив СПб. ИИ РАН. - Ф. 255. - Оп. 2. - Д. 29. - Л. 5. 5 Калугин В.В. Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норве гии. - М., 2009. - С. 57-60, 63. 6 Среди почитаемых русских святых Поморья покровителями мореходов выступали следующие: Зосима и Саватий Соловецкие, Иоанн и Логгин Яренгские, Варлаам Ке- ретский. (Дмитриева Р.П. О чудесах святых, помогающих терпящим бедствие на Бе 246
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz