Никонов, С. А. "Караульные росписи" монастырских промысловых становищ Мурманского берега XVIII в. как исторический источник // VII Ушаковские чтения, [Мурманск, 11-13 марта 2010 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2011. – С. 223-247.

раул имущества, духовными корпорациями предлагались различные. Как правило, речь шла о денежном возмещении. Так, в «росписях» Холмогор­ ского архиерейского дома упоминается «столповая обценочная запись», по всей видимости, содержавшая данные о стоимости того или иного предме­ та, на основании которой и должна была производиться материальная компенсация ущерба. «Росписи» же Кильдинского становища Соловецкого монастыря уже содержали сведения о стоимости того или иного предмета промысла или съестных «запасов». В более поздней монастырской «росписи» 1754 г., уже не содержавшей расценок на различные виды имущества, содержится обязательство караульщиков (сумлянина Исака Грязина и колянина Ильи Звягина) выплатить двойную стоимость предметов имущества в случае их порчи или утраты1. Такими же жесткими были санкции и со стороны Николо-Корель­ ского монастыря, предполагавшими взимание платы в двойном размере за 2 испорченное или утраченное имущество . Главной ценностью «караульных росписей», безусловно, для иссле­ дователей мурманских промыслов, является описание устройства станов - временных жилых помещений с хозяйственными и бытовыми строениями и пристройками. Дело в том, что все известные нам описания становищ Мур­ манского берега, относятся к тому более позднему времени - середина - вторая половина XIX в. - когда промысел на Мурмане переживал серьез­ ные изменения и трансформировался под влиянием социальных (колони­ зация, создание пароходства, социальных учреждений на побережье) и эко­ номических (использование новых технологий рыбодобычи, формирование иных типов промысловых объединений и т.п.) факторов в новое качество. Рассмотрим устройство мурманских станов духовных корпораций, по интересующим нас источникам. Начнем со старейшего участника промысла - Николо-Корельского монастыря. Первое известное нам упоминание монастырского стана Шу- бино в источниках относится к 1733 г.3 В самых ранних «росписях» стано­ вища (1741-1743 гг.) центральная постройка жилого и хозяйственного комплекса определяется как «стан новой». Следовательно, можно говорить о том, что незадолго до этого времени основные постройки комплекса, оп­ ределяемые в источнике как «новые», были перестроены или вовсе по­ строены заново. Итак, центром комплекса был стан («изба») к которому примыкали сени и поварня, здесь же стояли два амбара, один из которых был «рыбным», а второй «хлебным». Все постройки становища в источни­ 1 РГА Д А .-Ф . 1201.- Оп. 5. - Д. 3014. —Л. 27. 2 ГААО. - Ф. 191. - On. 1. - Д. 2160. - Л. 1 об.; Д. 2182. - Л. 1 об.; Д. 2287. - Л. 3; Д. 2652. - Л. 1 об. 3 Никонов С.А. Участие Крестного Онежского монастыря в Мурманском рыбном про­ мысле. - С. 199. - Прим. 4. 242

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz