Никонов, С. А. Участие Крестного Онежского монастыря в Мурманском рыбном промысле во второй половине XVII - первой четверти XVIII в. : (по материалам монастырских приходо-расходных книг) // VI Ушаковские чтения, [Мурманск, 12-14 марта 2009 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2010. – С. 198-218.
сушки и вяления рыбы), крытые тесом (вытесанные топором доски), и три амбара, стоявшие на мысе (наволоке), предназначенные для хранения не портящихся продуктов (соли), рыболовной снасти и судов1. Нельзя не отметить, что подобные «караульные росписи», состав ляемые перед сдачей становища караульщикам, известны и для других ду ховных участников Мурманского рыбного промысла (Николо-Корель- ского, Соловецкого монастырей и Холмогорского архиерейского дома). Использование сведений росписей может послужить ценным источником для реконструкции хозяйственного облика становищ Мурмана. Описание становища, содержащееся в «росписи», вполне подтвер ждает мнение современных археологов относительно того, что поморские становища в эпоху позднего средневековья представляли собой хорошо оборудованные места для проживания и организации промысла3. В «отписке» кольского таможенного головы Никиты Карпова (от 13.08.1672 г.), фиксирующей уплату приказным старцем Феодосием «деся того» с выловленной рыбы, отмечается, что монастырская ладья пошла к Архангельску из становища Опасово4. Это становище также находилось в восточной части Мурманского берега (между реками Териберкой и Во роньей)5, и, по данным писцовой книги 1608-1611 гг., здесь располагалось 5 изб и 1 ския (амбар для хранения рыбы)6, принадлежавшие промышлен никам из Колы и Умбы. Одна изба на этом становище находилась во вла дении Печенгского монастыря7. К сожалению, никаких других сведений источников о присутствии Крестного монастыря на Опасовом становище у нас нет, ввиду чего единичное упоминание становища (как монастырского) в «отписке» кольского таможенного головы пока не подлежит проверке. Еще одно становище упоминается в приходо-расходной книге «при казного старца» Никона (1709 г.). Это становище, согласно источнику, на ходилось на Иоканьгских о-вах (7 о-вов, располагающихся по юго-зап. бе регу Иоканьгского залива Баренцева моря )8 и не носило какого-то опреде ленного названия. Так, здесь «приказным старцем» была продана соль промышленникам кемлянам и, во время возвращения обратно с промысла, выданы деньги караульщикам за «становой караул»9. Наличие на этих ост 1РГАДА. - Ф. 1195.-О п . 8 .- Д . 271.-Л . 18-18 об. 2ГААО.-Ф. 191. - О п . 1 .-Д . 2304. - Л. 6-7; Д. 2 6 5 2.-Л . 1. 3 Старков В.Ф., Державин В.Л., Захаров В.Г. Материальная культура русских поморов по данным исследований на архипелаге Шпицберген. - М., 2007. - Вып. III; Жилищ но-хозяйственные комплексы. - С. 63-64, 71, 81-82. 4РГАДА. - Ф. 1195. - Оп. З .- Д . 152.-Л . 2. 5ГСКП.-Т. І.-С . 71. 6 Подвысоцкий А. Словарь областного Архангельского наречия в его бытовом и этно графическом применении.-СПб., 1885.-С . 157. 7Писцовая книга. - С. 429. 8ГСКП.-Т. І.-С . 36. 9РГАДА.-Ф. 1195,-Оп. 1 .-Д . 888.-Л . 2 об., 5. 206
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz